Под химической коррозией понимают разрушение металла при взаимодействии его с сухими газами или жидкостями, которые не проводят электрического тока. При нагревании металлов на воздухе Большинство окисляется. Если оксид плотно покрывает поверхность металла, то он предохраняет металл от дальнейшего окислению и разрушению. В некоторых металлов, особенно в железа и его сплавов оксиды образуются в виде пористого слоя, который не защищает поверхности металла от дальнейшего окисления.
Газовая коррозия металлов происходит в печах, выхлопных трубах и тому подобное. Атмосферная коррозия обусловлена окислением металла кислородом, сероводородом, галогенами, серы (IV) оксидом и другими газами, содержащимися в атмосфере.
Наибольший вред наносит электрохимическая коррозия. Электрохимическая коррозия наблюдается при контакте двух металлов разной активности с водой или другим электролитом. На поверхности любого металла конденсируется вода, в которой растворены атмосферные газы, то есть образуется раствор электролита. В почве электролитом служат растворы солей. Если металл содержит примеси или сталкивается с другим металлам, возникает гальваническая пара и начинается электрохимическая коррозия – электроны переходят от более активного металла к менее активному. Только чистые металлы не подвержены коррозии. Так, чистое (метеоритное) железо на воздухе не ржавеет.
Способы защиты от коррозии
Защитные поверхностные покрытия металлов бывают металлическими (покрытие цинком, оловом, свинцом, никелем, хромом, золотом и другими металлами) и неметаллическими (покрытие лаком, красками, смазками, резиной, каучуком). Эти покрытия изолируют металл от внешней среды. Кроме того, покрытие железных изделий придает им привлекательный внешний вид.
Добавки никеля, меди, кобальта усиливают антикоррозионные свойства стали. Введением в состав стали около 12% хрома добывают нержавеющую сталь устойчивую к коррозии.
Для замедления коррозии металлических изделий в электролита вводят вещества (чаще органические), называемые ингибиторами. В последнее время сделаны летучие (атмосферные) ингибиторы, которыми пропитывают бумагу и обертывают им металлические изделия. Пары ингибиторов адсорбируются на поверхности металла и образуют на ней защитную плёнку.
Электрохимические методы используются в средах, которые хорошо проводят электрический ток.
Чем больше различаются между собой по химической активностью два металла, сталкивающихся тем сильнее корродирует более активный из них и тем надежнее защищен от коррозии менее активный металл. Протекторная защита применяют в том случае, когда защищается конструкция (корпус судна, подземный трубопровод), которая находится в среде электролита (морская вода, подземные грунтовые воды и т.д.). Суть такой защиты заключается в том, что конструкцию соединяют с протектором (от лат. Protector – «защитный») – более активным металлом, чем металл конструкции. Металлические детали, например, рейсы, скрепляют заклепками с более активных металлов.
Защитить металл от коррозии можно, сделав его катодом, то есть соединив с отрицательным полюсом источника тока – катодную защиту. При определенной силы тока окислитель восстанавливается на катоде, анод окисляется, что обеспечивает устойчивость изделия к коррозии.
Для торможения коррозии сейчас все шире внедряют методы искусственного осушения воздуха, окружающей изделия. Неблагоприятное коррозии среду создают в паронепроницаемых чехлах или металлических контейнерах с помощью специальных веществ (например, силикагеля). В этих условиях на поверхности изделия не образуется пленки влаги и коррозия не возникает. Такой способ защиты применяют при транспортировке машин и деталей морскими путями. Сейчас разрабатываются новые методы защиты металлов, а также создаются вещества – заменители металлов – пластмассы, кислотоупорные цементы, и тому подобное.