Ясный погожий день в безоблачном небе часто можно наблюдать, как за самолетом, летящим на большой высоте, образуется длинный белый хвост, который понемногу расширяется вследствие турбулентности, а дальше размывается, хотя порой может достигать многокилометровой длины. Если самолет многомоторный, то оставляет за собой столько параллельных полосок, сколько установлено двигателей, и полоски те сливаются далеко не сразу. Авиаторы то именуют это явление инверсионный след, хотя на самом деле стоило 6ы говорить о конденсационном следе.
Тот, кто прочитал или хотя 6 бегло просмотрел предыдущие страницы, может удивиться: ну какая тут тайна? Просто в этом слое воздуха не хватает тех, ну как их там, ядер конденсации, а в выхлопе двигателя их, пожалуй, более чем достаточно, поэтому на них и происходит конденсация атмосферной влаги. Ответ не совсем правильная. Действительно, длительные дожди могут существенно «промыть» атмосферу, но я специально подчеркнул, что речь идет о солнечной погоде. Поэтому, конденсационных ядер мало 6 быть вполне достаточно. Дело в другом: во время антициклонов (а именно для них характерна такая погода) очень часто происходит температурная инверсия, то есть обычное постепенное падение температуры воздуха с высотой на определенной высоте может измениться на ее рост. А это значит, что имеющейся в атмосфере влаги в этом слое может не хватить для формирования насыщения (тем более, пресыщение), необходимого для срабатывания ядер. Откуда же тогда берется инверсионный след? А дело в том, что во время сгорания топлива (независимо, в поршневом или в турбореактивном двигателе) с каждой его грамма образуется два грамма воды. Как такое может быть, откуда «лишний» грамм? Ответ прост: с воздуха. Ведь процесс горения углеводородного топлива (бензина, керосина) – это присоединение кислорода, в результате чего образуется водяной пар, углекислый и угарный газы, немного сажи и много-много тепла. Горячая смесь газов, осуществив механическую работу (движение поршня или вращения турбины), вырывается наружу через выхлопную трубу. Перегретая водяной пар, попав в холодную атмосферу, приобретает такой высокой степени пресыщения, мгновенно конденсируется не только на гигроскопических ядрах, но и на частицах сажи, образуя струю густого тумана, который начинается почти у самого обреза выхлопной трубы. Длина этой струи зависит от нескольких причин: от содержимого влаги в этом слое атмосферы (чем ближе она к состоянию насыщения, тем дольше сохраняется след), от соотношения масштабов турбулентных движений, имеющихся в невозмущенной атмосфере и дополнительно порождаемых пролетом самолета, существование конвективных потоков и тому подобное. Во время полета самолет может пересекать зоны с низким содержанием влаги, тогда следует становится прерывистым.
Вот такие размышления невольно промелькнули в голове при виде четырех параллельных белых-белых полосок на фоне ярко голубого неба, которые оставил после себя воздушный лайнер.