В эмоциях различают два существенных взаимосвязанные стороны:
- Субъективную, которая проявляется переживаниями – тревогой, страстью, яростью, удовольствием и т.п..
- Объективную, для которой свойственна напряжение физиологических систем организма.
Изменения в деятельности вегетативных систем могут быть настолько значительными, что приводят к состоянию, которое называют «вегетативной бурей». Эта «буря» проявляется резким повышением деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем; в это время блокируются механизмы утомления, активируются процессы катаболизма и тормозятся процессы анаболизма. Эти реакции возникают и закрепляются в процессе эволюции животного мира как форма срочной мобилизации всех энергетических и пластических ресурсов при опасных для жизни обстоятельствах.
По биологическому значению, эмоции делят на:
Общебиологические (базовые) – то есть такие, которые присущи как животным, так и человеку. Связаны они с нарушением гомеостаза и направленные на удовлетворение жизненно необходимых потребностей – потребность в еде, питье, самозащите (сохранение индивида), размножении (сохранение вида). Среди них выделяют харчодобувни, ориентировочно-исследовательские, агресивно-защитные, половые эмоции
Человеческие (высшего порядка), которые связаны с удовлетворением личных и социальных потребностей – интеллектуальных, моральных, эстетических, взаимодействия с другими членами группы, самосохранения и т.д.. Эти высшие эмоции развиваются на базе сознания и потому совершают тормозной контролирующее влияние на базовые эмоции.
По знаку эмоциональной реакции Эмоции делят также на: негативные (неудовлетворенного поиска) и положительные (довольного поиска).
Удовлетворение низших эмоций вызывает насыщения. Эта биологическая реакция направлена на предотвращение перегрузке организма. Удовлетворение высших эмоций вызывает положительные чувства (радость), которые тем сильнее, чем лучше была выражена мотивация. Постоянным источником радости является увеличение информационных ресурсов, а поскольку информация является решающим фактором борьбы с неизвестностью, то для человека характерно поиск дополнительной информации, ощущение «информационного голода», «жажда знаний», «прелесть новизны». Поэтому информационный поток как источник положительных эмоций практически неисчерпаем. Прекращение информационного потока вызывает скуку, которая сопровождается негативными эмоциями. Возникновение положительных эмоций во время освоения новой информации и развитие невыносимой скуки при прекращении этого потока становятся мощным стимулом для обучения и творчества.
Эмоции возникают в том случае, когда перед организмом встает любую задачу (потребность, цель), а средств для решения его (удовлетворение, достижения) недостаточно. Средствами являются три названные факторы: информация, энергия и время. Поскольку любая новость скрывает в себе неизвестность, то есть дефицит информации, то степень эмоционального напряжения будет зависеть от степени осведомленности (информации) о характере события (опасности). Важны также внутренние возможности (запас энергии), необходимой для преодоления препятствия, или для решения проблемы.Наконец, необходим определенный запас времени как на подготовку к борьбе, так и на сам} ‘борьбу. Чем меньше информация, необходимая для решения задачи, тем больше степень эмоционального напряжения.
Различают четыре степени эмоционального напряжения человека.
Первая ступень характеризуется повышением внимания, мобилизацией интеллектуальных и физических ресурсов организм} ‘. При эмоционального подъема особенно остро воспринимаются воздействия окружающей среды. У человека появляется вдохновение, радость творчества.
Вторая ступень включает стенични, негативные эмоции, когда наблюдается максимальная мобилизация ресурсов организма. Психологически вторая ступень проявляется состоянием негодования, гнева, ярости.Третья ступень – астенические отрицательные эмоции возникает тогда, когда для преодоления препятствия или решения задачи необходимо значительно больше сил и времени, чем есть в распоряжении организма. Психологически эта стадия проявляется чувством ужаса, скуки. При этом снижаются интеллектуальные и энергетические ресурсы организма, уменьшается иммунологическую защиту. «Вегетативная буря» может перейти в «беспорядок». «Страх, скука, грусть – повреждают тело, открывая доступ различным заболеваниям» (И. П. Павлов). Эта степень является своеобразной защитой – человек вынужденно отказывается от решения задачи. Но если значимость цели сохраняется, развивается финальный степень.
Четвертая ступень – невроз, расстройство регуляторных механизмов (истощение), болезнь. Каждая из ступеней может возникать и без предварительных.
В составе любой эмоции есть 3 компонента.
- Мотивация, т.е. физиологическое состояние, которое возникает в случае необходимости удовлетворить ту или иную потребность организма.Субъективно он проявляется ощущениями (голода, жажды, страха, ярости, удовольствия, незадоводення, радости, тревоги, любви и т.п.).Принципиальную отличие субъективных проявлений негативных и позитивных эмоций прекрасно отмечено в романе А. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Вариантов ощущений с отрицательными знаками значительно больше.
- Эффекторный (двигательный, эндокринный) компонент зовнишньоповединкових реакций – движение к пище или отказ от нее, потребления пищи;побег; комплекс реакций по отношению к лицу противоположного пола (ритуальные танцы птиц, бои оленей, поведение влюбленных в разные периоды); мимика с предоставлением различных выражений лица, интонация голоса (объективная психологическая оценка радиопереговоров с космонавтами во время полета; ряд советов центра управления полетами для создания положительного эмоционального настроя).А.М.Толстой в романе «Война и мир» описывает 100 видов улыбки. Б. Шоу писал, что слово «да» можно сказать 50-ю способами, слово «нет» – 500 Почерк у людей в разном эмоциональном состоянии разный. (Графология в психологическом плане – целая наука).
- Вегетативный компонент имеет свои особенности – это изменения деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, потоотделение, слюноотделение и т.д..Если первых два компонента можно затормозить (в этом проявляется уровень воспитанности, самоконтроля, мастерства игры актера), то третий, вегетативный, всегда остается. С учетом этого предложено использование полиграфа – «детектора лжи». В некоторой степени можно управлять и этим компонентом благодаря аутотренинга, использованию системы йоги, гипноза и т.д..