Атмосфера Земли давит на любую выбранную участок поверхности планеты с силой, равной весу воздушного столба над этим участком. Так же каждый слой воздуха находится под давлением всех слоев, расположенных выше. Это давление уравновешивается силой упругости нижних слоев. Конечно, это слишком упрощенное представление (его называют моделью статической атмосферы), но оно позволяет математически описать изменение воздушного давления с высотой в поле земного притяжения
Следует отметить, что эту формулу выведено для стационарной изотермической атмосферы. Но реальная атмосфера очень отличается от такой идеализации крайней мере по трем причинам. Во-первых, мы уже упоминали, что температура с высотой меняется довольно сложным образом. Во-вторых, сама атмосфера находится в постоянном движении: в ней существуют восходящие потоки, вызванные нагревом воздуха от земной поверхности и соответствующие компенсаторные нисходящие движения, а также горизонтальные течения, вызванные неоднородностью приземного поля давления. Кроме того, Земля во время суточного вращения крутящего вместе с собой и свою атмосферу, однако последняя вследствие инерции и недостаточности сил трения несколько отстает ,. что вносит дополнительные осложнения в динамике циркуляционных процессов. В-третьих, в формуле не учтены наличие в атмосфере водяного пара, которая существенно влияет на вертикальные градиенты температуры и давления, а также не приняты во внимание зависимость ускорения силы тяжести от географической широты.
Попытки теоретиков от метеорологии учесть все эти обстоятельства привели в конце концов к таким громоздких и неудобных в использовании формул, что мне их здесь и приводить не хочется. А самое смешное, что расчеты по этим формулам-монстрами дают результаты, которые практически не отличаются от тех, что есть в «нашей» формулой.
С формулы следует, что измерение атмосферного давления во время восхождения на горную вершину или полета на воздушном шаре или в самолете позволяет достаточно точно определить высоту, на которой вы находитесь. До изобретения радаров, радиовысотомеров, лазерных альтиметров и других подобных хитроумных приборов это был единственный способ получить такую важную информацию.