Формирование основных принципов этой программы – собственно экологической – связано с именем французского натуралиста Ж.Л.Л. Бюффона и немецкого ученого А. фон Гумбольдта.
Бюффон, сводя сооружение грандиозной «Естественной истории», поставил задачу «объять все предметы, в этом мире нам явлены». Несмотря методологическую ограниченность тогдашнего естествознания, в частности описательности и поисковые индивидуальных различий объектов, Бюффон пытается охватить мир в целом, исходя при этом (в отличие от античных авторов) практически только по естественным причинам. Поэтому природа для Бюффона – суть величественная и огромная целостная сооружение, пронизана функциональными и генетическими (историческими) связями.Бюффон высказал также немало прогрессивных соображений относительно исторической изменчивости животных и растений, видя причинами изменения климата влияние пищи на форму желудка, антропогенное воздействие и т.д., т.е. рассматривал органический мир эколого-эволюционных позиций.
Гумбольдт значительно развил предложенный Бюффоном подход. В своем многотомном труде «Космос» он целенаправленно реализовал принципы целостного видения универсума в единстве его органического и неорганического составляющих, организованного и функционирующего по определенным законам и правилам, единого и целостного. Эта задача отдельной науки: «Обобщение физических законов и изложение общих выводов, – подчеркивал натуралист, – принадлежат учению о Космосе, которое, правда, для нас до сих пор наукой индуктивной. Материалом для этого учения служит описание жизни организмов (животных и растений) в условиях ландшафтных взаимосвязей с различными формами земной поверхности, каждая из которых является лишь незначительной частью всей жизни нашей планеты ». Описание отдельных видов и форм живых организмов в таком случае не является самодостаточным, а выступает средством для познания закономерностей природы высшего сорта. Растения и животные не отделены друг от друга непроходимой барьером, а находятся в тесной связи между собой и с другими компонентами окружающей среды. Мир в целом – суть единство поместных сил органической и неорганической природы. Основой же такого единства, за Гумбольдтом, является постоянный обмен веществ между организмами и их природным окружением.
Гумбольдт развивал также мнение о том, что царства растений и животных, так же как 1 человеческое общество, имеют свою собственную историю. Он пытался охватить целостным взглядом явления эволюционного восхождения от простейших форм материи к сложным, от человека до космических образований (туманностей, планетных систем и т.п.). Сам ход истории органического мира закономерно связан с геологическими, климатическими и другими изменениями на поверхности Земли. А исследования закономерностей подобного рода должна быть полностью подчинено целостном видению природы. По сути, Гумбольдт очертил контуры своеобразной метанауки, объектом исследования которой является жизнь как космический феномен. Позже возможности такого подхода блестяще реализовал В. И. Вернадоький в своем учении о биосфере, предшественниками которого справедливо считаются и Бюффон, и Гумбольдт.