Восприятие – воспроизведение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.По сравнению с ощущением восприятия более сложный познавательный процесс. Это качественно новая ступень познавательной деятельности. В процессе восприятия человек познает такие качества и особенности окружающей среды, которые не могут быть познанными в процессе ощущения. Например, глубина, удельный вес, ускорение. Причина заключается в том, что в основе восприятия как познавательного процесса имеют место два типа нервных связей: как в пределах одного анализатора (например, восприятие мелодии как совокупности ритма и частотности), так и связи между анализаторами (например, восприятие слова как совокупности наглядности и слуха).
К главным характеристикам восприятия как познавательного процесса относятся предметность, константность, осмысленность, целостность и обусловленность прошлым опытом или апперцепция восприятия.
Предметность заключается в объект ективизации сведений, получаемых из окружающего мира, к этому же мира в целом. Например, кирпич и блок взрывчатки выглядят одинаково, но человеку известны функциональные качества этих предметов, при восприятии они квалифицируются как тождественные предметы. Предметность связана с обусловленностью процесса восприятия прошлым опытом человека, так называемой апперцепция восприятия.
Целостность заключается в том, что на базе разрозненных сведений об отдельных качествах предметов и явлений, полученных в виде ощущений, в процессе восприятия складывается единый образ данных предметов и явлений.
Константность восприятия – одна из важнейших характеристик: человек всегда воспринимает относительно постоянную, инвариантную структуру окружающей среды, предметов и явлений действительности. Данная характеристика обеспечивает стабильность мира, воспроизводит единство предмета и условий его существования.
Осознанность восприятия заключается в тесной связи данного познавательного процесса с мышлением и речью: предметы, явления и образы воспринимаются всегда включают в себя соответствующее содержание.
Восприятие – активный познавательный процесс, связанными также с эмоциональной сферой. Данным процессом можно управлять. Важная форма восприятия – наблюдения. Это направлено восприятие предметов и явлений действительности. Наблюдение можно рассматривать как самостоятельную деятельность, которой нужно специально учиться. В учебной деятельности особое значение приобретают так называемые наглядные средства. Активное и последовательное наблюдение способствует эффективности процесса обучения.
В психологии восприятия изучается по следующим направлениям: восприятие пространства, восприятие формы, восприятие по размеру, восприятие глубины и удаленности, восприятие направления, восприятие времени, восприятие движения. Изучение каждого из данных направлений играет важную роль в зависимости от профессиональной ориентации и деятельности человека.