• Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы
Сборник рефератов
Сборник рефератов » Общество » Важнейшие формы международного сотрудничества

Важнейшие формы международного сотрудничества

Формы международного сотрудничества, как и вообще международных отношений, непосредственно зависят от количества участников. Чем больше количество сторон участвует в сотрудничестве, то сложные механизмы, то есть способы, институты ее обеспечения.

Двустороннее сотрудничество осуществляется с помощью министерств иностранных дел, совместных торговых палат, особенно распространенных, начиная с послевоенных времен, обществ дружбы, которые в свою очередь развивают сотрудничество на уровне общественности. На низших уровнях сотрудничество осуществляется предприятиями, государственными и частными организациями, институтами и т.д..

Многостороннее сотрудничество более сложная, поскольку, обеспечения совместных трех и более сторон требует координации и согласования действий. С этой целью созданы специальные институты и секретариаты, координационные группы, комиссии и т.п.. Круг их функций охватывает вопросы технического обеспечения деятельности международных объединений, работающих на многосторонней основе. К ним относятся и некоторые международные организации: Содружество Независимых Государств (СНГ), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств (ОАГ) и другие. Общей чертой всех вышеперечисленных международных организаций является то, что каждое государство, согласовывая свою внешнеполитическую или экономическую (впрочем, как и любую другую), деятельность с другими членами организации, в то же время действует на международной арене вполне самостоятельно. Любое государство, что сотрудничает с другими на многосторонней основе, оставляет за собой определенную суверенность как во внешней, так и во внутренней политике. Она оставляет за собой полное право приспосабливаться или нет с решениями, которые принимаются большинством членов организации. При многостороннем сотрудничестве участники обладают значительной автономностью, уровень интеграции – средний.

В процессе многостороннего сотрудничества государства лишь координируют деятельность в сфере политики, экономики, культуры, информации и т.п.. Они также вступают в специфические отношения, которые формируются на общей заинтересованности государств независимо от состояния политических отношений между ними.

Мы выделяем следующие типы отношений:

-харитативни, что является типом отношений, в которые вступают участники международных отношений с целью оказания помощи отсталым странам, а также в случаях стихийного бедствия, катастроф, эпидемий и т.д.;

-международная сотрудничество в борьбе с преступностью, которая проявляется в обмене информацией о преступных группировок, их деятельности и в некоторых случаях совместных акций правоохранительных органов заинтересованных стран. Кроме этого, одним из проявлений такого сотрудничества является экстрадиция лиц, в отношении которых ведется следствие в других странах.

Международное сотрудничество охватывает также освоения космоса, исследования Антарктиди1, спасательные операции и т.д..

Важнейшие формы международного сотрудничества

Важнейшие формы международного сотрудничества

 

Значительно более высокой степенью интеграции характеризуется коллективное сотрудничество. Для ее обеспечения создаются специальные надгосударственные институты, в пользу которых страны-члены передают (делегируют) полномочия по принятию решений, обязательных для всех членов интеграционной группировки в тех сферах компетенций, которые им определены. Интеграция участников международных отношений на коллективной основе предусматривает на первом этапе тесную координацию их действий в тех сферах, сотрудничество которых определена как принципиальная, на втором – слияние в единый национальный, политический, экономический, военный, правовое пространство. Сфера управления ими передается наднациональным институтам, тогда как внутренние (национальные) органы власти оставляют за собой лишь оперативное управление.

1 октября 1993 p., Когда вступили в силу Маастрихтские соглашения, Европейский Союз начал второй этап интеграции, который предусматривал создание единого экономического и политического пространства, в который войдут: Бельгия, Великобритания, Голландия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Франция, ФРГ. Если же учесть, что ФРГ, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Греция, Испания, Италия и Португалия заключили соглашение о совместном гражданский пространство (Шенгенское соглашение), в которой, вероятно, присоединятся все остальные участники Европейского Союза, и работу над созданием конституции Европы, то можно согласиться с мнением, что «процесс интеграции (ЕС. – Прим, авт.) пошел по пути развития функциональной модели, которая позволяет выйти за рамки простого сотрудничества и подготовить условия для возможной федерации».

Такая тесная интеграция на основе функционирования общеевропейских институтов (Европейский парламент, европейские комиссии, сообщества) путем формирования единого функционального пространства вполне может привести к возникновению федеративного образования, может постепенно превратиться в единое государство. Эта мысль довольно удобный, о чем свидетельствует прецедент в мировой истории. Военная, а позже экономическая интеграция альпийских кантонов, началась в XV в., Привела к возникновению в XIX в. единого государства – Швейцарии.

В случае Европейского Союза, однако, следует подчеркнуть более широкие масштабы интеграции и гораздо глубже противоречие между странами-членами. Все это дает основания для определенного пессимизма относительно возможности скорого объединения стран Европы в федерацию, хотя и не меняет принципиальной оценки интеграционных процессов в ЕС и их вероятных последствий.

Примером военного коллективного сотрудничества, воплотилось в формировании единого военно-стратегического пространства Северной Атлантики, начиная с конца 40-х годов XX в., Стало НАТО.Коллективное сотрудничество в рамках этой организации обеспечивается деятельностью таких учреждений, как Североатлантический совет, Комитет планирования обороны, Группа ядерного планирования, Командование НАТО в Северной Атлантике и Европе, Секретариат во главе с Генеральным секретарем, в ведении которых находятся вопросы стратегического планирования, информационного и инфраструктурного обеспечения , материально-технического снабжения (в частности, стандартизация вооружений), безопасности (контрразведка), гражданской обороны и т.п..Военная и политическая интеграция в рамках НАТО, однако, не характеризуется такой глубиной и теснотой, как в ЕС.

Общими чертами всех международных организаций, действующих на коллективной основе, являются:

-формирование единых функциональных пространств в пределах территорий стран-участниц, в которых определяющую управленческую роль играют наднациональные коллективные институты;

-потеря части собственной суверенности стран-членов и подчинения их внешней и внутренней политики наднациональным структурам.

С начала 60-х годов XX в. в Европе формируется специфическая форма международного сотрудничества – Еврорегионы. Еврорегионом географически определенное пространство, охватывающее пограничные территории двух или более государств, локальные органы власти которых стремятся сотрудничать между собой и координировать деятельность в различных сферах, представляющих интерес для них.

В 1963 образовано первое франко-немецко-швейцарский регион «Basi liens is», охватывающий приграничные местности в долине Рейна. Впоследствии десятки Еврорегионов возникли на границах Германии и Франции, Голландии и Бельгии, Швеции и Дании, Франции и Испании и практически на всех границах западноевропейских государств. В начале 90-х годов XX в. лет Еврорегионы создают Восточноевропейские страны, особенно Польша и Чехия. Украина активно сотрудничает с западными соседями в рамках еврорегиона «Буг» и «Карпаты».

Еврорегионы, как форма международного сотрудничества, определяются прежде всего тем, что основными субъектами отношений в них являются не национальные правительства государств, а органы власти тех административных единиц, которые непосредственно граничат между собой вдоль границы. Например, в рамках Еврорегиона «Буг» сотрудничают между собой Люблинское воеводство с польской стороны и область и часть Львовской – с украинской. В рамках Еврорегионов осуществляется локальная сотрудничество преимущественно в хозяйственной, экологической, культурной и других областях. Всего центральные правительства способствуют деятельности Еврорегионов, поскольку их функционирование улучшает отношения между соседними государствами и определяет децентрализацию двусторонних отношений.

В 90-х годах XX в. международное сотрудничество и интеграционные процессы стали доминировать в Европе и Северной Америке, определило возможность принципиальных изменений в современной международной системе. На наш взгляд, такие процессы могут в перспективе привести к тому, что в ней будут доминировать мощные интеграционные образования, возглавляемые сильнейшими государствами мира, такими как СЕЛА, ФРГ, Российская Федерация.

Что касается последней, то, очевидно, можно утверждать, что интеграционные процессы в рамках СНГ развиваться настолько успешно, насколько самой Российской Федерации удастся овладеть кризисные тенденции в экономике и центробежные – в внутриполитической сфере.

Такая ситуация вряд ли изменит содержание международной системы, но масштаб и силовые характеристики ее основных участников значительно возрастут.

Одновременно довольно скептически можно относиться к идее политической интеграции всего человечества или под эгидой ООН, или развитых государств мира и интеграционных объединений, которыми образованы. По мнению А. Бовина, причина заключается в отсутствии устойчивого баланса интересов государств мира. На наш взгляд, не только не существует некий универсальный баланс интересов, а они у большинства участников международных отношений значительно различаются.

Во-первых, между мощными странами мира, что, например, связано с практикой интеграции в торгово-экономической сфере как в ЕС, так и в Северо-Американской ассоциации свободной торговли (NAFTA). Обе международные организации, наряду с созданием единого экономического пространства, предпринимают шаги по его защите со стороны азиатских (Япония, Корея, Сингапур, Китай) и восточноевропейских производителей (Россия, Украина, Польша Чехия и т.д.). Последние особенно рассчитывают на активный экспорт собственной продукции на рынки стран Западной Европы и Северной Америки.

Так же, по крайней мере на среднесрочную перспективу, сохранятся принципиальные различия между НАТО и Россией о разграничении сфер влияния в Восточной Европе.

Достаточно показательным был кризис вокруг Ирака, где отсутствие общих интересов и оценок ситуации привела к расколу среди ведущих государств мира, следствием которого стало существенное ухудшение отношений между ними.

Более того, по мнению Э. Тоффлера, обострение отношений между ведущими государствами и международными организациями мира, в первую очередь – США, Европейским Союзом и Японией, продолжается, поскольку «растущая враждебность между двумя тихоокеанскими государствами могла бы только еще больше усилиться, если бы Европа, изменив своем протекционизма, заставила их вступить в еще более жестокую конкурентную борьбу со всем миром. Вот почему идея «Европы как крепости», недоступной для внешней конкуренции, равнозначна угрозе миру во всем мире ».

Даже тогда, когда политическое руководство могущественных держав мира соглашается на определенные широкие понимание, то их выполнение остается достаточно гипотетическим. Как подчеркивает М. Лебедева, «даже если координацию действий различных актеров удается то наладить, то исполнительные функции пока плохо реализуются даже в тех случаях, когда путем совместных усилий согласие все же достигается.

Очевидно, что на десятки лет сохранятся разнонаправленные интересы развивающихся стран и группы развитых стран мира. Вряд ли драматизм взаимоотношений между развитой «Севером» и отсталым «Югом» был смягчен за деятельность международных организаций или скоординированность экономической политики «Большой семерки». Учитывая это, маловероятной выглядит ситуация, при которой удастся гармонизировать интересы хотя бы большинства государств мира, что могло бы стать началом глобальной интеграции или реализации широко дискутируемых идей глобального управления.


Загрузка...

Похожие материалы:

  1. Международные отношения (кратко)
  2. Содержание понятий «мирное сосуществование» и «международное сотрудничество»
  3. Проблема классификации научных концепций международных отношений
  4. Системные теории международных отношений
Оценка статьи:
1 звезда2 зведы3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...
Теги: «международное сотрудничество», «мирное сосуществование», Важнейшие формы международного сотрудничества, власть, государство, дипломатия, международные отношения, мир, политика

Загрузка...

Навигация

  • Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы

Наши партнеры

1) Образовательные материалы для школьников и студентов;
2) Рефераты для студентов и школьников
3) реферати і лекції на українській мові.


При использовании материала ссылка на сайт обязательна. © 2013 Все права защищены