Для становления политической культуры украинской нации трудно переоценить три века, прожитых в составе Польско-Литовского государства. Украинцы до XVII в. сохраняли тесную связь с европейской цивилизацией. В Украине существовали независимые от светской и церковной власти суды, было развито книгопечатание и разветвленная сеть братских школ, многие украинский получали образование в европейских университетах. На основе синтеза западноевропейских и восточнославянских культур возникло такое яркое мировоззренческое явление, как украинское барокко. Как и в Возрождении, его основой были героизация воинской доблести и антропоцентрическое видение человека.
Брестская уния привела к появлению в Украине греко-католической (униатской) церкви, которая показала всю противоречивость политической жизни народа. С одной стороны, реформа расколола украинский на два конкурирующих вероисповедальные лагеря, заложив таким образом фундамент для фрагментированности политической культуры общества. С другой – уния была следствием глубоко укоренившиеся сегментированности украинского социума.
Еще в пределах XIII-XVII вв. возникает проблема «двух Украин». В конце XII в. начали формироваться два политических интеграционных центры Южной Руси – один на базе Галицко-Волынского княжества, второй – в Северном и Среднем Поднепровье. Различные условия существования (влияние Степи, казацкой вольницы на юге и культурно-государственный давление на Западе) формировали в украинском различные тактические позиции. Как отмечает Л. Нагорная, “не столько этнокультурные различия, сколько обстоятельства жизни, усиленные внешнеполитическими факторами и церковным разграничением греко-католиков и православных, обусловили существенную разницу в мировосприятии и ценностных ориентациях населения условного Востока и условного Запада Украины».