Если предыдущие античные учения считали главным средством нравственного совершенствования индивида его включения в общественную сообщество в жизни полиса, своего народа, то теперь, наоборот, условием добродетельной и счастливой жизни философы считают увольнение индивида от власти внешнего мира, и, прежде всего, – от политически -социальной сферы. Такой уже в значительной степени возникает школа стоиков, основателем которой в Греции был Зенон (336-264 г. до н.э.) с Кития. Название школы происходит от архитектурного сооружения – галереи с колоннадой в Афинах, где проводил свои занятия Зенон. Как направление философии, которая включает в себя стиль мышления и образ жизни, стоицизм представлен тремя периодами:
Древняя Стоя: III -II вв. до н.э.; представители: Зенон, Клеанф, Хрисип. Они «учителя жизни», выразители «героического пессимизма». Отличались жесткостью, строгостью, бескомпромиссностью поведения; ригоризмом суждений; аскетизмом жизни.
Средняя Стоя: II -I вв. до н.э. – Стоическое платонизм; представители: Панецип, Посидоний, Боет. В этическом плане несколько умеренный по сравнению с предшественниками. Представляет греко – римскую традицию.
Поздняя Стоя: И -II вв. н.э. – Римский стоицизм; представители Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Это стоицизм, что умирает, стоицизм, ищущий Бога, стоицизм, борющегося и одновременно питает христианство. Этот стоицизм – объективное предчувствие нового (христианского) мироощущения.
Отголоски стоицизма мы находим в эклектику, гностиков, а исторический резонанс в мировоззренческих мотивах эпохи Возрождения.
Теоретическое наследие многих из основателей стоицизма не дошла до нашего времени, а сохранилась лишь во фрагментах. Однако, произведения римских стоиков известны и широко распространены.
Своим учением стоики пытались ответить на вопрос о смысле и цели жизни. Зенон считал, что конечная цель человека – жить «в согласии с природой». Но последнее в его сознании совпадало с жизнью в согласии с благотворительностью, сама природа ведет нас к добродетели. «И наоборот, жить добродетельней – это значит то же, что жить по опыту всего происходящего в природе, потому что наша природа есть лишь часть целого. Стало быть, конечная цель определяется как жизнь, соответствующая природе (как нашей природе, так и природе целого), – жизнь, в которой мы воздерживаемся от всего, что запрещено общим законом, а закон этот – верный разум, всепроникающий и тождественны с Зевсом, направителями и распорядителем всего сущего. Это и есть добродетель и ровно текущая жизнь счастливого человека, в которой все совершается согласно с божеством каждого и служит воле всеобщего распорядитель» 2. Как видим, здесь Зенон тесно связывает физику, логику и этику, что типично для стоической философии в целом.
Такой единства отвечает система категорий, разработанная стоиками. Самой интересной из системы является категория Логоса, которую стоики переняли Гераклета, вместе с идеей о происхождении мира из «огня», циклически загорается и гаснет. Первоогонь, как и имманентное ему Логос, имеет разную напряженность, следовательно, и материя, соответствует последнему, будет отличаться грубостью, или изяществом. Человек – одно из воплощений первоогня. Последний властвует в его душе, как и в небе, солнце, эфире, земли и т.д.. Итак, мир, согласно учению стоиков, есть единое тело – живое и распределенное, одухотворенное, потому насквозь пропитано «телесным дыханием», то есть «пневмой». Вместе с тем, мир отождествляется с богом, предстает как огненный начало, деятельная природа и разумный порядок, а потому все, что в нем происходит, происходит логично, то есть согласно с необходимостью и целесообразностью. Мир стоиков лишен пустоты, поэтому он не знает свободы. А то, что в повседневности оценивается как свобода, есть произвол, или «ошибочность сердца и разума».
Судьба у стоиков тождественна Логоса. «Судьба есть Логос космоса», что согласно божественной волей упорядочивает все в мире. Человеку необходимо знать Логос, то есть закон любой жизни, то человека, то космоса. Мудрый человек – это та, что поняла душа (универсальный закон), следовательно, – бога, и выработала соответствующее отношение к нему. Поэтому стоика, который осознал это, судьба ведет. Клеанфа приписывают такое высказывание: «Согласно судьба ведет, а несогласна тащит». Стоик понимает и любит свою судьбу, которая не выпала ему. Таким образом, Логос (здесь) – не только слово, но и Закон, Судьба, Необходимость и Справедливость. Мудрец живет добродетельной жизнью, то есть в согласии с законами природы, обеспечивает ему атараксия (спокойное и безмятежное существование). Для этого он должен условно разделить все существующее на то, что зависит и то, что не зависит от нас, а потому не подпадает под моральную оценку (добро – зло). Зависимыми от человека считались наши моральные намерения. Эпиктет приводит пример с кораблем, попавшим в бурю. Сама буря – это внешний факт, что не подлежит оценке, но поведение человека во время экстремальных обстоятельствах – вполне. «А если ты и вправду хочешь верно мыслить и хорошо жить, то ты, напротив, будешь искать свои ошибки и думать только о том, как бы исправить себя. Ты будешь помнить, что ничего, вот нас не зависящее, не обязано ни печали, ни радовать нас: ни тело наше, ни богатство, ни слава. Ты будешь помнить, что у тебя есть совесть и разум, Которые только и могут привести тебя к душевному спокойствию и счастию».
Итак, тем, что не зависит от нас, стоики считали: жизнь, смерть, природу, страдания, богатство, нищета… К ним человек должен относиться равнодушно. «Безразличие» здесь – соответствует желанию принятия того, что человеку приготовила природа. Тогда как страсти свидетельствуют о том, что в ней пока продолжается внутренняя борьба. Сенека видит высшее благо в покое и возвышенности духа, который уверен в собственной безопасности; «С исчезновения всяких страхов наступает вытекающая из познания истины великая и безмятежная радость, приветливость и просветленность духа. Все это будет для него усладой НЕ спустя, что это блага, а затем, что это плоды, находящегося в нем добра». Отсюда, достойную жизнь не является показателем состоятельности, а счастье не совпадает с удовольствием. Итак, счастливым тот, кто строит свою жизнь в соответствии с божественным стержнем. Поэтому настоящий стоик будет счастливым от последовательного соблюдения собственного нравственного выбора, даже во время физических страданий.
Идеалом мудреца для стоиков был Сократ, который сумел преодолеть власть чувственных страстей над собой, и тем самым получил независимость от внешнего мира. Однако, стоическое этика, в отличие от сократовской НЕ евдемонична: добродетель и счастье в семье два разных полюса. Свою новую жизнь идеи античного стоицизма получили в эпоху Возрождения. Они становились предметом теоретических дискуссий, моральных диспутов. Вопрос «блага», «счастье», «удовольствие», «добродетелей», «человеческой судьбы» и др., активно переосмысливались, превращаясь в философские проблемы, решению которых посвящены произведения Лоренцо Валла и Мишеля Монтеня.