Пытаясь заглянуть в тайны китайской высшей мудрости, мы не должны забывать, что со временем китайская философия испытала влияние внешней для философии и вроде забыла о своем духовные корни, хотя для этого были определенные предпосылки и не только экономического и политического значения, но и философского. Поэтому нам надо обратиться в древние времена.
Понятно, что китайское качество философствования, которая становится ведущей силой активизации народной воли к свободе, имела зародиться и расти на почве различных философских учений, возникших и существовавших в Китае примерно в то же время, как это было и в Индии, и в древней Греции. Это было пятое столетие до н.э., которое вошло в историю китайской философии как «золотой век китайской философии». Как написано в книге «Ши цзи», или «Исторических записках» Сыма Цяня, датируемый II -I вв. до н.э., в настоящее время в Китае существовало, по крайней мере, шесть философских школ: «сторонники учения об инь и ян» (натурфилософы), «школа служилых людей» – жуцзя (так называемое конфуцианство), «школа моистов» – моцзя (учитель Мо ди), «школа номиналистов» – минцзя (которую называли школой софистов), «школа законников» (легистов) – фацзя и «школа сторонников учения о дао и дэ» – даосов.
Так случилось в истории философской мысли Китая, наибольшим влиянием среди народа пользовалось две школы: школа даосов и школа Конфуция, которые со временем превратились в религии. Особое взаимодействие между даосами и конфуцианцами, связана с противоположностью философских взглядов, их спором и вместе с тем сосуществованием в течение длительного времени, стала своеобразной философской судьбой китайского народа, предтечей его философского выбора.
К этому надо добавить, что необходимость в философии китайцы понимали по -своему. Для них почти не было внешнего врага, как это было в Индии, от которого было освободиться. Древний Китай не знал нападений со стороны иностранных государств, войны велись лишь в пределах самого государства. В некоторых исторических свидетельствах говорится о войнах, которые китайские цари вели с кочевыми, горными и степными племенами, защищая от их набегов цветущие равнины и богатые земледельческие области Китая. Войны велись также за государственную власть, которую получали сильные в военном и экономическом отношении цари. Однако такая политика вызвала рост нестабильности среди китайского населения, а развитие рабовладельческого хозяйства, который требовал постоянного ведения войн ради ограбления соседних народов и захвата рабов, приводил к резкому обострению классовых противоречий. Таким образом, китайский народ, есть трудовая часть населения, пытался освободиться от внутреннего врага, подавлял его достоинство и даже приводил к голодной смерти. Не зная внешних войн, Китай, однако, очень хорошо знал народные восстания. Это нашло отражение в духовном наследии. В древней достопримечательности народного песенного творчества «Ши цзин» («Книга песен»), входящий в состав знаменитого китайского «Пятикнижие» («У цзин»), ярко отражены мысли и беды народа:
Сердце как будто пьяно от печали…
Кто у нас держит кормило страны?
Правит страной вы давно перестали, –
Скорбь и страданья народа страшны! 1
Крупнейшая политическая напряжение как раз и возникла в Китае в V веке до н.э., в период Чжоу – Восточное Чжоу, или Чжаньго (период «государств, борющихся»). Попытки социальных реформ не могли ослабить напряжение. Император вынужден был обращаться за помощью, которую в то время можно было искать в двух источниках. Первый источник – непосредственное общение с «Небом» и с духами умерших предков с помощью ворожбы. В древнем Китае был очень сильным антропоморфизм и «Небу» предоставлялись свойства не просто живого существа. Воля «Неба» – воля Шан -ди (Верховного императору), самой живой силы, которая определяет судьбу каждого живого существа на земле. В образе Шан -ди была персонифицированная божественная сила неба. Древние китайцы считали, что все в мире зависит от «воли Неба» и получить ее можно с помощью ворожбы и символического знамение.
В деле гадания китайцы были непревзойденными мастерами. Они гадали на панцирях черепахи, на специальных камнях и костях, а также на стеблях травы тысячелистника. Китайское техне (мастерство) гадания сохранилась до сегодняшнего дня, однако она подвластна лишь китайцу. Что это: глубинная интуиция или тысячелетний опыт? Любой ответ будет верным. На так называемых камнях для гадания и панцирях черепах сохранились надписи, которые относятся ко второму тысячелетию до н.э. Это древнейшие документы, которые были найдены в огромном количестве археологами. Они содержат вопросы, обращенные к оракулу, и позволяют получить представление о жизнеустройство древнего Китая в период существования государства Шан – Инь (XVHI -XII вв. До н.э.). Император и сам положительно относился к гаданию. Сохранились, например, такие вопросы на панцирях черепах: «ли прикажет император быть дождю? Или прикажет император быть голода? Или наведет император голод?» Или: «Выступаю против. Поможет ли мне император?», «Ван хочет построить город. Император дал согласие». Встречаются надписи, где ставится вопрос: «Может ли император ехать на охоту? Может император начинать войну?». Понятно, что император оказал определенное действие в зависимости от полученного ответа.
Вместе с тем, был распространен и культ предков – манизм. По мнению древних китайцев на судьбу человека влияло не только «Небо», но и духи умерших предков. Всю свою жизнь каждый китаец должен был отчитываться предкам и первопредком о своих поступках, ради чего он систематически приносил жертвы, иногда даже человеческие. В общении живых людей с душами очень большое значение в Китае придавалось ритуала («большой китайской церемонии»). В одном из основных китайских духовных первоисточников «Ли цзи» («Книга обрядов») написано: «Благодаря ритуала предыдущие правители следовали небесный путь, руководили человеческими чувствами. Вот почему человек, потерявший его – умирала, человек, который приобрел его – жила». «Начало обрядности идет от всякой пищи и питья. Когда варили просо и нарезали свинину, когда черпали напитки из старинных чаш, били глиняными колотушками в глиняные барабаны, людям казалось, что всем этим можно выразить свое почтение духам и душам. Когда приходила смерть, поднимались на крышу и рыдали: «У- у-у, вернись» После вкладывали вернись» После вкладывали умершему в рот сырое зерно и совершали поминки вареным мясом. Так обращали свой взор к небу, а хоронили в землю. Опуская вниз тело с душой По, знали, что дух Эти сверху… Все это первоначальное».
Мировоззренческое значение ритуала можно понять как смысл строя того места в пространстве, что находится между небом и землей – Поднебесье (государства), – который воспроизводится благодаря ритма. Кроме того, воображение человека акцентировалось на выполнении долга. «Долг есть часть душевного совершенствования», а «ритуал – это большое правило императора», «Он дает жизнь народа». Только император считался посредником в деле взаимодействия и общения людей и духов. Древняя китайская государство – типичная «восточная деспотия» с крайней социальным неравенством, застывшей социальной иерархией и абсолютной властью императора. Сословия жрецов как такового в Китае не было. Не получили развития и демократические институты. Вообще социальная структура древнего китайского общества напоминала треугольник, вершиной которого был император (ван), основой были подневольные земледельческие общины, члены которых – бесправные Шужэнь (простолюдины). Между основанием и вершиной социального конуса – земельная аристократия различных рангов, которая составляла социальный аппарат (чжухоу), глав кланов больших семей (дафу), глав крупных семей (ши). Рабы вместе с животными находились вне социальному положению.
Император в качестве «наместника неба» был посредником между людьми и силами природы. Каждые пять лет он должен был осуществлять путешествия по своей стране и сам приносить жертвы богам святых горах. «Божественный» характер царской власти внешне был выражен таким образом, что все люди считались рабами императора.
Называя императора «сыном неба», а его распоряжения – «священным волеизъявлением», – люди объясняли недостатки его правления также «волей Неба». Так, если в стране своевременно не было дождя или солнечного света, и это способствовало неурожая, а значит и голодомора, должен был император, его разврат. Такой император не был по душе «Небу» и народа. В народных песнях это было отражено следующим образом:
«Небо великое в гневе сурово! Царь наш покоя НЕ ведает снова»
Другим источником, на который должна опираться власть императора, было развитие научного знания. Китай – одна из древнейших цивилизаций мира, а цивилизация, как известно, не может не базироваться на научных достижениях, хотя в те времена они были еще примитивными. Так, известно, что письмо возникло в Китае пять тысяч лет назад. Уже в династии Ся возникают первые книги – например, сохранились «Книги дома Ся» («Ся – Шу»). Понятно, что там развивались прежде всего отрасли знания, которые были связаны с земледелием и торговлей. Систематическое наблюдение за небом в связи не только с его культом, но также с земледелием, привели к возникновению астрономии (предсказания затмений) и к созданию хронологии и календаря. Такой календарь существовал уже во II тысячелетии до н.э. Его главным признаком является рассмотрение генетических циклов, и поэтому здесь нет четкого отделения от его мировоззренческого назначения. Можно сказать, что наблюдение за природой очень рано привело китайцев к первым росткам математического знания, которое сначала изображалось графически. Китая очень рано было известно производство металла, а по преданию, оружие изготовляли еще из камня и яшмы, то есть задолго до того, как узнали о металл. Китай стал известен Европе не позднее I в. до н.э., благодаря развитию торговых связей. Именно в I в. до н.э. В римской литературе появляются первые достоверные упоминания об использовании шелковой ткани, несомненно, китайского происхождения. Знакомству с Китаем Европа обязана также великому путешественнику Марко Поло и его свидетельством, что он оставил в своей знаменитой книге.
Таким образом, на видимой сцене китайской древней истории перед нами всегда присутствуют такие действуя лица: народ (Стихия), император (Небо) и их взаимодействие – Поднебесье. Невидимая сторона событий разворачивается благодаря невидимой силе мудрости, на которую опираются как император, так и народ. Образ мудреца, будто тень китайского императора, никогда не покидает его.