Историко-идеологическое наследие Украины обусловливает преобладание негативных элементов в приобретенной политической культуре. Это – отсутствие постоянных демократических традиций общественной жизни, низкий уровень политического образования как основной массы населения, так и тех, кто только по факту избрания депутатом получает звание «политик». При этом главной угрозой перспективы социально-политических преобразований является бедственное положение большинства слоев населения. Среди демократически развитых государств нет ни одной, которая бы по уровню жизни своих граждан равнялась Украины.
К тому же украинское общество расколото во многих измерениях: социальном, региональном, экономическом, идейно-политическом, языковом и тому подобное. По сути, это не одно, а несколько социально-политических тел. Типичная схема разграничения Украины основана на том факте, что в Украине существуют два полюса – украинский (крайний Запад) и малороссийский (крайний Восток). Малороссийский полюс отмечается своеобразным «бипатризм», дуалистической культурной и психологической ориентацией, при которой все украинское рассматривается как вторичное и производное по русскому. При этом межполюсных территория страны является переходной зоной – зоной постепенного ослабления влияния украинского полюса и усиление влияния полюса малороссийского.
При этом отдельная часть исследователей считает, что «восточники и западники не только говорят на разных языках (русском и украинском), но и голосуют за совершенно другие партии, ходят в других церквей (если вообще – в частности на востоке – ходят), ориентируются на совершенно иные культурные модели, цивилизационные и гео-политические центры, исповедуют другие, принципиально непримиримые и несовместимые между собой исторические мифы и нарративы, видят не только прошлое, но и будущее края совершенно иначе».
Отмечают, что избиратели Запада больше тяготеют к демократическим ориентациям, в то время как на Востоке голосования происходит под влиянием прошлой наследия, сложившейся идентичности и культуры советского образца. Даже «возникновения всех без исключения политико-экономических кланов, позже получили определение»олигархические», географически тоже привязанным к Востоку. Казалось бы, клан Медведчука-Суркиса, известный под названием СДПУ (о), к Востоку имеет весьма опосредованное отношение: он возник и развился в самом Центре, а тылом своим выбрал Закарпатья. Впрочем, последние парламентские выборы осветили определенный парадокс: более или менее приличные результаты голосования по партийным спискам СДПУ (о) получила именно на Востоке – именно в тех районах, которые проголосовали за «За ЕдУ» и коммунистов».