Сфера услуг охватывает весь перечень услуг – материальных и нематериальных (духовных), которые нужны населению и обществу для нормальной жизнедеятельности и удовлетворение потребностей каждого человека. Единой и общепринятой классификации отраслей сферы услуг в настоящее время нет. В широком смысле к сфере услуг относят все отрасли народного хозяйства, которые не вошли в производственной сфере. При таком подходе, сфера услуг представляет собой производство услуг и отнесена преимущественно к нематериальному производству. Вместе с тем в составе сферы услуг немало отраслей, производящих продукцию (материальные услуги).
В наше время происходят радикальные изменения в мировом хозяйстве по соотношению сфер материального производства и услуг, которые называют ” революцией услуг”. Еще недавно услугам отводилась второстепенная и очень скромная роль в общем процессе общественного производства. В экономической истории СССР, например, производственная сфера должна безусловные и неоспоримые преимущества и приоритеты относительно своего развития, а так называемая непроизводственная сфера (сфера услуг) финансировалась за ” остаточному принципу “, то есть с того, что залы шилось после инвестирования производства. Напомним, что и главный макроэкономический показатель развития – национальный доход – исчислялся в странах коммунистической ориентации только по материальным производством.
” Революция услуг ” призвана к жизни стремительным ростом производительности общественного труда, когда все меньшая часть населения. занятого в материальном производстве, способна в полной мере обеспечить растущий спрос общества в товарах. Огромный импульс к качественно новому пониманию значения услуг дала информационная научно – техническая революция, которая началась в конце XX века и знаменует переход к так называемому постиндустриального (или информационного) общества. Деловая и научно – техническая информация стала массовым товаром, имеет чрезвычайно высокую экономическую цену и спрос на который растет лавинообразно. Могущество государства сейчас в значительной степени определяется его ролью на мировом рынке информации.
” Революция услуг” имеет свои количественные и качественные параметры. Главный из них – доля населения занятого в сфере услуг, которая постоянно растет. В настоящее время этот показатель имеет огромное амплитуду в разных странах. Бедные среди них имеют примитивную сферу услуг, в которой занято менее 10-15 % самодеятельного населения (Эфиопия -13 %, Нигер – 6%). В высокоразвитых странах в сфере услуг сегодня занято уже 65-75 % населения, и эта доля имеет четкую
тенденцию к дальнейшему росту. В мировом хозяйстве вложения капитала в сферу услуг в 1970 составляло 25 % всех инвестиций, а ныне возросло до 50-60 % и продолжает увеличиваться. Мировой экспорт услуг в середине 90 – х годов XX в. превышал 600 млрд. долларов. Услуги уже стали главным продуктом мировой торговли. Около 80 % мирового экспорта услуг приходится на высокоразвитые страны. Вместе с тем значительные объемы услуг экспортируют Сингапур, Республика Корея (Южная Корея), Мексика.
Разительные перемены происходят и в качественных характеристиках развития сферы услуг. Информационная революция сопровождается появлением качественно новых услуг – информационных, научно – технических, деловых. Новые телекоммуникационные технологии делают мировой рынок таких услуг чрезвычайно емким, динамичным и оперативным. Органичное сочетание информации с телекоммуникациями называют ” телематикой “. Этот не совсем удачный термин подчеркивает принципиальную перестройку мирового рынка услуг.
Одним из главных направлений современного развития сферы услуг является обеспечение научно – техническим, информационным и деловым обслуживанием процесса производства на всех его стадиях – от подготовки и инвестирования в функционального обеспечения ггислявиробны чего сопровождение. Речь идет о рынке новых технологий и их технико – экономического обоснования (разработка бизнес- планов), об исследовании рынков сбыта новой продукции, о разработке новых и новейших организационно – экономических форм производства, о менеджмент и маркетинг производства, о лизинговое (аренда), консультационное (консалтинг), управленческое (Ходдинг) обслуживание производства.