Предмет изучения в психологии – человек. Человека изучает множество наук. Социальные: социология, философия, политология. Природоведческие: медицина, антропология, физиология. Психология изучает человека с точки зрения его психической деятельности. По-гречески слово «псюхе» – душа.
Психология – наука о фактах, закономерности и механизмы психики человека. Предмет исследования – психическая деятельность человека и ее особенности. Педагогика как наука тесно связана с психологией, это наука об обучении человека и его воспитания.
Душой человек начал интересоваться с тех пор, как только отделила себя от мира природы и осознал себя как человека. Древние смерть, сон, обморок рассматривали как однородные явления. Сон, например, считали явлением, когда душа временно покидает тело. Смерть – когда душа вовсе не возвращается к телу. Поэтому в древних людей не было трагедии смерти. Души людей, которые умерли, рассматривались как своеобразные спивбратерства, как и в живых.
С появлением религии понятие души приобретает нематериального содержания.
V-VII вв. до н.э. – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр в основу души возлагали то, из чего создан окружающий мир: воду, огонь, воздух. Они отделяли душу от ее носителя – человека. Душа составляла ту субстанцию, из которой образовано первоисточник мира.
V в. до н.э. – Гераклит рассматривал душу как часть природы. Жизнь души, по его мнению, подчинялось общим законам природы.
IV в. до н.э. – Аристотель написал трактат «О душе», в котором доказал, что душа и тело – единое целое. По его мнению, дух присутствует во всем живом: растениях, животных, людях.
Проблемой души интересовались Декарт, Дидро, Радищев.
Значительный вклад в развитие психологии как науки было сделано русским ученым И. М. Сеченовым в XIX в. И.М.Сеченов доказал, что источником психической деятельности человека является мозг, ввел понятие рефлекса как реакции организма на внешние раздражения.
Работа И.М.Сеченова был продлен российским психофизиолога И.П.Павловым конце XIX – начале ХХ в. И.П.Павлов открыл закономерность регулирования мозгом взаимодействия высших животных и людей с внешней средой. Ему принадлежит теория о так называемой второй сигнальной системе. Первая сигнальная система – это непосредственное восприятие мира: видеть, слушать, слышать. Вторая присуща только человеку, это так называемый «образ образа»-слова и мысли. Источник психики – внешний мир, а сам ее содержание формируется характером взаимодействия со средой. Психическая деятельность человека воспроизводится специально приспособленным органом – мозгом. Он состоит из двух частей: спинного и головного. Так называемые безусловные (врожденные) рефлексы содержатся в спинном мозге, условные (приобретенные) – в главном.
В полушариях головного мозга психические функции человека распределяются соответствующим образом: левое полушарие контролирует логические операции, речь, мышление. Правая – воображение, образы, эмоции, ориентацию в пространстве. Это явление получило название функциональная асимметрия головного мозга.
Психология как наука занимает промежуточное место между природных, социальных и философских наук. Структуру современной психологии можно рассматривать в зависимости от оснований классификации.
A. По конкретным видом деятельности человека: психология труда, педагогическая, медицинская, юридическая, психология спорта, художественного творчества и др..
Б. По различным аспектам развития: психология младенцев, подростков, людей среднего возраста, пожилых людей, сравнительная психология.
B. По психологическим аспектом соотношения личности и общества: социальная дифференциальная, общая.
Общая психология – своеобразная сборная название. Общая психология изучает психические явления, в той или иной степени представлены в любом психологическом направлении исследования.
Материалы исследований общей психологии широко используются в отдельных ее направлениях. Одна из важнейших отраслей – психология труда. Психология труда – отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и проявления психологической деятельности человека в различных видах труда и проводит разработку практических рекомендаций по психологической обеспеченности эффективности и безопасности труда.
Инженерная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью их использования в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина – среда».
Предметом исследования психолог труда и инженерной психологии является изучение психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психологических функций и индивидуальных особенностей человека в реализации трудовых задач.