1. Понятие памяти. Главные процессы памяти.
2. Виды памяти.
3. Роль памяти в профессиональной деятельности.
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его предыдущего опыта. Память обеспечивает единство и взаимосвязь всех познавательных процессов человека.
Память состоит из отдельных процессов. К ним относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание материала.
Распределение памяти по видам обусловлен особенностями деятельности, в которой непосредственно происходят ее процессы.
1. По характеру психической активности существуют следующие виды памяти: память движения, эмоциональная память, память образная и словесно-логическая.
Память движения – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Данный вид памяти служит основанием для формирования различных практических навыков. Например, ходить, плавать, писать. Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции играют очень важную роль в жизни и деятельности человека, они сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, стимулируют они или сдерживают деятельность. Эмоциональная память в соответствующем значении может выступать сильнее других видов.
Образная память – память на образы, картины жизни и природы, ситуации, а также на звуки, запахи, вкусы. Всего развита образная память у людей творческих профессий – художников, музыкантов, актеров.
Словесно-логическая память – память на любую вербальную информацию и мнения. Она тесно связана со второй сигнальной системой и присуща только человеку.
2. По характеру целей деятельности: непосредственное и посредственное.
Посредственный память связана со специальной целью – запомнить соответствующий материал, а также с соответствующими волевыми усилиями человека.
3. По удлиненность закрепления и сохранения материала: оперативная, кратковременная и долговременная.
Оперативная память обслуживает непосредственную деятельность человека в течение соответствующего времени. Например, при чтении или математических операциях мы помним материал до тех пор, пока работаем с ним. Материал в данном случае не предусматривает последующего воспроизведения.
Кратковременная память хранит информацию на соответствующее время, материал предполагает воспроизведение через короткое время.
Долговременная память – стратегический вид памяти. Он характеризуется удлиненным сохранением материала после его многократного повторения.
Все виды памяти связаны между собой. Индивидуальные особенности процессов памяти можно разделить на различные ее типы: наглядно-образная, словесно-абстрактный и промежуточный. Данное распределение зависит в соответствующей степени от соотношения первой и второй сигнальной систем в высшей нервной деятельности человека. Особенности процессов памяти необходимо иметь в виду в профессиональной деятельности – как со стороны индивидуальных проявлений процессов памяти тех, кто работает, так и учитывая особенности конкретной работы.