Социальная группа – общество людей, формируется на базе соответствующего признака: вид деятельности, возраст, размер, характер контактов.
По размеру социальные группы делят на большие и малые, реальные и условные. По характеру контактов – официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).
Реальные группы всегда контактные, характеризуются наличием общего времени и среды обитания, между членами таких групп в той или иной степени существует соответствующая степень контактов. Например, студенты одного курса.
Условные группы – всегда большие общества. Люди, входящие в такие группы, не имеют непосредственных контактов между собой, общего места и времени существования, но они об соединяются на основании соответствующих общих социально-психологических признаков. Например, студенчество, женщины мира, жители города. В качестве таких признаков выступают вид деятельности, возраст, место жительства и другие.
Малые группы – всегда контактные общества. Они делятся на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).
Официальные группы характеризуются наличием юридически фиксированных прав и нормативно закрепленной структуры. Например, студенты академической группы. Неофициальные не имеют вышеназванных признаков и формируются на базе межличностных отношений – дружбы, симпатий, взаимопонимания. Такие группы могут иметь характер изолированных обществ и существовать внутри групп формальных. Состоят они также и как самостоятельные на базе общих интересов, ценностей, соответствующих захватов. Формальная группа в ряде случаев может иметь черты и группы неформальной, зависит от уровня межличностных отношений представителей формальной группы.
Люди, составляющие социальную группу, не могут иметь одинаковое отношение как друг к другу, так и к деятельности группы в целом. В психологии определяют две главные системы внутренней дифференциации группы: социометрические и референтометични преимущества и выборы.
Американский психолог Дж.Морено предложил способ обнаружения межличностных предпочтений и технику фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была названа социометрией. Благодаря социометрии можно определить количественную меру эмоциональных предпочтений, безразличия и неприязни обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрическое исследования представляет собой соответствующий тест, в основу которого положено так называемое “лобовое вопрос” о желательности контактов с тем или иным человеком в области работы, отдыха, развлечений. Степень желательности выбора четко дифференцированный: “нет желания общаться” – “буду общаться при соответствующих условиях” – “мне все равно” – “буду общаться с охотой” – “буду общаться исключительно с этим человеком”. Уровень уточнения желательности контактов рядом с соответствующим ограничением количества лиц для выбора этих контактов приводят к четкому отнесения каждого человека к более или менее эмоционально привлекательных для всех. Это так называемые социометрические “звезды” и “парии”.
Референтометрия как метод исследования социальной группы базируется не на обнаружении личных симпатий и антипатий между членами группы, а на так называемом ценностном факторе. Данный тест дает возможность всем членам группы, с одной стороны, ознакомиться с мнением каждого по поводу значимых и весомых для каждого событий, планов, путей решения проблемы, а с другой – строго ограничить количество лиц, точка зрения и мнение которых на поставленные вопросы учитываются прежде всего. Таким путем выявляются так называемые референтные лица, далеко не всегда бывают социометрическими “звездами”.
Наиболее референтная лицо в группе – лидер. Это лицо, по которому все члены группы признают право принимать ответственные решения, связанные с каждым лично, и брать на себя ответственность за результаты и последствия данных решений. Лидер может быть как формальным, так и неформальным. Вероятным является также совпадение данных показателей в одном лице. Лидерство определяется также наличием престижа и статуса. Престиж – признание группой заслуг и положительных черт лидера. Статус – перечень соответствующих прав и обязанностей в отношении членов своей группы.
Структуру социальной группы необходимо учитывать в профессиональной деятельности: внедрение оптимальных методов организации работы предполагает осведомленность в социально-психологическом составе группы, в свою очередь, открывает возможности эффективного индивидуального подхода к тем, с кем приходится работать рядом.