Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми. В переводе с греческого «contaktus» – столкновение. Значение слова свидетельствует о двусторонняя связь между общающимися.
В едином процессе общения для удобства анализа данного многопланового процесса можно выделить три стороны: коммуникативную-передача и восприятие информации; интерактивный – взаимодействие общающихся, обмен действиями и поступками; перцептивный – восприятие, понимание и оценка друг друга в общении.
Коммуникативную сторону предусматривает рассмотрение общения с точки зрения обмена информацией. Тот, кто передает информацию, – коммуникатор, тот, кто получает ее, – реципиент.
С интерактивного стороны общения рассматривается как своеобразная система связей и межличностных взаимодействий общающихся.
Перцептивная сторона – понимание, восприятие и оценка общающимися, друг друга: заслуживает партнер внимания, интересен он собеседник.
Анализ коммуникативного стороны общения предполагает рассмотрение соотношения: вербальные / невербальные средства организации обмена информацией. Важнейший способ получения и передачи информации – речь. Язык и речь рассматривается в психологии как самостоятельные понятия, которые отличаются друг от друга. Язык – структурная система знаков, за каждым из которых имеет свое место соответствующее значение. Речь – это язык в действии, главная функция языка. Существует несколько видов речи согласно различными основаниями классификации. По способу выполнения: чтение, говорение, слушание (аудирование) и непосредственно речи, звучание как результата речи. По способу фиксации: письменное и устное вещание. По количеству лиц, общающихся: монолог (говорит один человек), диалог (общаются двое) и полилог (один человек общается с группой).
Невербальные средства общения: мимика, позы, жесты, положение тела в пространстве. Данные средства старше вербальные, так предшественником звука был жест. Невербальные средства очень часто сопровождают вербальные, они усиливают, уточняют и даже замещают вербальную информацию.
Интерактивный сторону общения, или обмен действиями, поступками, раскрывается с помощью таких понятий, как такт, социальная роль и конфликт.
Такт – умение человека четко и без ошибок приписывать другим ожидания того, что они готовы от нее услышать или в ней увидеть. Бестактность может иметь как оскорбительный, так и безобидный характер.
Чтобы процесс взаимодействия происходил максимально эффективно, в духе понимания, всегда следует иметь в виду соблюдение так называемых социальных ролей. Социальная роль – нормативно принят образец поведения человека, выполняющего ту или иную социальную функцию. Главное условие бесконфликтности общения – соответствие между социальной ролью и социальной нормой, которую эта роль предусматривает.
Другая причина конфликтов – недоразумение партнеров, несовпадение цели действия, ценностей и мероприятий достижения цели.
Конфликты по происхождению можно разделить на две группы: предметно-деловые и личностно-прагматические. Один вид конфликта может перетекать в другой.
Перцептивная сторона – восприятие, понимание и оценка людьми, общающимися друг друга. Данный процесс происходит благодаря работе соответствующих психологических механизмов. К ним относятся: идентификация, рефлексия и стереотипизация.
Идентификация – ссылки на собственный опыт в процессе общения, возможность стать на сторону партнера, чтобы хорошо понять его.
Рефлексия – понимание того, как человек воспринимается партнером. Это своеобразный процесс двойного зеркального воспроизведения: партнеры наблюдают друг друга и соответственно планируют процесс общения.
Стереотипизация – классификация форм поведения человека и интерпретация их причин путем отнесения человека, с которым общаешься, к уже известным или тех, которые считаются известными, типов людей. Стереотип – образ человека, используется в повседневной жизни как своеобразный штамп. Он составляется на базе неполноты информации и высказываний других людей о данном человеке.
Эффект ореола – предоставление положительной оценки человеку благодаря первому хорошем впечатлению. Он возникает также в условиях неполной информации и предыдущих высказываний о данном человеке.
Как стереотип, так и эффект ореола деформируют процесс восприятия.
Критерий оценки – поступки людей, с которыми происходит общение.