Марксисты считают, что с победой мировой революции и построением всемирного «бесклассового» коммунистического общества эксплуатация одной нации другой неизбежно ликвидируется, как и всякая возможность войн. Преодоление классовых противоречий и отмирание государства приведет к общей стабильности и мира. Построение мирового «бесклассового» общества и ликвидация государств является переходом к коммунистической формации. Коммунизм базируется на отсутствии частной собственности, вообще ликвидирует любые материальные стимулы для деятельности человека. Есть напрашивается вывод о том, что прогресс или развитие общества невозможны, поскольку они всегда базировались на личном материальной заинтересованности человека. Пытаясь решить эту дилемму, марксисты утверждали, что в коммунистической формации должен действовать и творить совершенно другая человек, воспитанный на принципах новой идеологии.
Собственно по такому, сугубо идеалистического, трактовка человека марксизмом Бердяев писал: «Предстоит, по словам Маркса и Энгельса, скачок из царства необходимости в царство свободы.История резко изменится и поделится на две части – на прошлое, детерминировано экономикой, когда человек был рабом, и на будущее, которое начнется с победы пролетариата и определяться активностью человека …
В системе марксизма соединены элементы материалистические, научно-детерминистические, аморалистични с идеалистическими, моралистическими, религиозно-мифотворческого. К. Маркс создал настоящий миф о пролетариате. Миссия пролетариата является предметом веры. Марксизм не является только наукой и политикой, он также вера, религия ».
Эта очевидная метафизичность марксизма, как это ни парадоксально, роднит его даже с национал-социализмом. Как известно, А. Гитлер также утверждал, что после построения Третьего Рейха и его победы в мировом масштабе всемирная история должна завершиться, развития больше не будет, везде воцарится порядок. Создателем нового порядка, при котором будет отсутствовать развитие и властвовать порядок, должен быть «арийская раса» господ, которую еще предстоит воспитать на определенных принципах.
Другой чрезвычайно интересный аспект ортодоксального марксизма подчеркивает Э. Валлерстайн, который сравнивая его с либерализмом, приходит к выводу, что «ленинизм в идеологическом плане принято считать прямой противоположностью вильсонианства. Однако на самом деле он … стал внедрением в жизнь концепции Вильсона, программа которого для стран «третьго мира» была просто переведена Лениным на марксистский жаргон – ее стали называть антиимпериализмом и построением социализма ».
В конце 60-х – начале 70-х годов XX в. «Советские» теоретики несколько модифицировали классический марксизм-ленинизм, утверждая, что современные международные отношения сводятся к мирному сосуществованию между капитализмом и социализмом. Международные системы в их понимании сочетали однотипны по политическим и социальным строем государства, связаны общими целями и интересами на мировой арене.
Всего для классического марксизма характерно определение международных отношений и внешней политики как жестко детерминированной функции общественных экономических отношений, а также представление о государстве как об административно-правовой аппарат классового господства.Отсюда вытекают представления о внешнеполитических мотивации и возможные действия государств в международной среде. Такие принципиальные категории теории международных отношений, как международные системы, международная среда и международные отношения, трактуются как проявление расстановки классовых сил в мировом масштабе.
Для классического марксизма характерно определенное абстрагирование от государства и его самостоятельности в международной среде. Марксисты склонны считать главными действующими лицами в международных отношениях мировую буржуазию и международный пролетариат. Эти классы антагонистические и интернациональны по своей сути, поскольку их принципиальные интересы не имеют никакого отношения национально-государственных. Государство является лишь механизмом, с помощью которого общественные классы реализуют собственные экономические интересы. Международные отношения имеют вторичный характер, поскольку полностью определяются внутренними общественными отношениями.