Ксенофана (ок. 565-473) традиционно считают предшественником творчества елеицив (Парменид, Зенон, Мелисс с Самоса), в частности, предшественником философии Парменида. Хотя эта связь тематически условный, поскольку хронология мотивов творчества Ксенофана и Парменида свидетельствуют об изменении ведущего и производного значения взаимоотношений. Существует мнение, что Ксенофан подготовил появление основных идей философии Парменида, а впоследствии применял уже для собственного творчества наработки последнего. Это касается, в частности, и учение о едином божестве. Стратегия мышления обоих философов практически одинакова. Если же учесть продолжительность жизни Ксенофана – 92 года, эта мысль вполне заслуживает внимания.
Наибольшее признание среди современников Ксенофан получил благодаря новейшим взглядам на природу божества, то есть в области теологии. Его противниками стали авторитеты Гомера и Гесиода в мифологическом направлении выяснения существа богов. Ксенофан выступил с критикой приписывание богам человеческих поступков, которые имеют неэтичный характер: «Все то Гомер, а также Гесиод богам прицепили, что между людьми и позором всюду и стыдом называется: Воровать, прелюбодействуете, обманывать вперемешку взаимно» (М. С, С 556).
По Ксенофаном, именно люди создали образы богов по собственному подобию, то есть заключили антропоморфные представления о богах: «Вот если бы руки так имели коровы, или лошади, или львы, или руками писали и произведения создавали, как люди, Кони тогда богов рисовали бы подобных лошадей, и коров тоже коровы и тела им такие давали бы, тот же вид все прочь подробно, что каждое из них имеет» (М. с, с 556).
С критики антропоморфных представлений людей о богах Ксенофан заключает и утверждение о существовании немногих богов (люди приписывают им собственные черты, и одновременно общественный человеческую родословную – видят их множественно), а только одного: «Бог только один! Между людьми он и между богами высоком Видом он похожего на смертных ни мыслями»(М. С, С 557). Его несхожесть с человеком подается в следующих выражениях: «Он все видит, все думает, весь слышит» (М. С, С 557); «Но без труда, только волей духа он всем потрясает» (М. С, С 557); «Всегда он остается на том же месте, вовсе не порушуючися, ибо не подобает ему путешествовать с места на место» (М. С, С 557). Диоген Лаертсь – кий вспоминает о том, что Ксенофан представлял себе божество «кулистовидним».
Отличие божества Ксенофана от людей касается и отличия от мифологических богов. Указанная уже характеристика свидетельствует о преимуществе божества над силой богов Гомера и Гесиода.
Со ссылкой на неизвестного автора Аристотель приводит исследование о трех философов Мелисса, Ксенофана и Горгия. Она интересна тем, что в ней излагается путь доведения «вечности» божества. Он вполне напоминает развитие аргументов Анаксимандра о «вечности» алейрон, невозможности мыслить его начало, определить источники происхождения. Именно этим и «алейрон» Анаксимандра, и «божество» Ксенофана отличаются от природы мифологических существ. Здесь уже вполне очевидным становится философский смысл и путь постижения природы совершенства, которая образует фон действительности.
Именно такой путь впоследствии выберет Парменид для обоснования «вечной» существа единого бытия. По разведкой неизвестного автора Ксенофан «… говорит, что это невозможно, чтобы, если что-то есть, произошло, а говорит это о боге. Ибо то, что происходит, должно бы произойти из равного или неравного. А то и другое невозможно. Потому что не годится, чтобы равный бог родился от равного или чтобы родил равного себе»(М. С, С 557). Следовательно, стратегия доказывание сводится к трем основным положениям: во-первых, бог не мог родиться от существа менее совершенной; во-вторых, бог не мог родиться равным себе; в-третьих, бог не мог родиться существом совершенной, потому что тогда это был бы он сам.
Таким образом, бог (божество) Ксенофана является существом вечной, непохожими на телесности и морали людей, и, по мифологической подобию, похожего на существа пантеона богов ни по существу, ни, главное, количественно. Не забывайте, что критика Ксенофаном антропоморфических рис бога включает и количественный фактор: множественность человеческого сообщества сопоставима с множественностью богов Олимпа и подрядной действительности. Поэтому бог Ксенофана имеет не только отличную от мифологических богов и людей существо, но и является однинних, единичным, одним и единственным. Поэтому он не может быть ни ограниченным, ни неограниченным, ни порушним, ни незыблемым, поскольку все эти определения касаются в первую очередь свойств мира человеческого мнимого, и предписанных людьми мира мифологических богов. Очевидно, что философское развитие этих идей путем их рационализации мы находим у Парменида.