Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 – ок. 877) – философ раннего средневековья, создатель первой целостной философской системы преддверия схоластики. Ирландец по происхождению, получил хорошее образование на родине в одной из монастырских школ, где, благодаря лучшим традициям англосаксонского церковного воспитания, в отличие от образовательных канонов континентального европейского Запада, из языков в совершенстве изучали не только латынь, но и греческий язык. К тому же, Иоанн Скот Эриугена знал античную философию и высоко ценил Платона и Аристотеля. Однако, значительная часть жизни и деятельности приходится на Париж, куда он был приглашен как знаток платонизма, византийской и западной патристики, переводчик с греческого. Дело в том, что королю Франции внучку императора Карла Великого Карлу Лысому от своего отца остался в наследство «корпус Ареопагитики». Но среди преподавателей Палатинского школы не было специалистов по древнегреческой, поэтому в 843 г. Иоанн был приглашен к французскому двору из Англии, где преподавательскую деятельность был совместить с работой над переводом на латинский язык произведений Дионисия Ареопагита и его комментатора Максима Исповедника. Кроме того, ему принадлежат переводы работ Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского. Под влиянием их идей был сформирован мировоззрение ирландского мыслителя, нашел свое воплощение в оригинальных произведениях последнего.
Создавая собственное систематизированное знание о мире, Иоанн Скот Эриугена обращался не только к патристики, но и к опыту античного наследия, которую переосмысливает в христианском духе. Основные труды: «De praedestinatione» («О божественном предопределении») и «De divisione naturae» («О распределение природы»). Свой жизненный путь мыслитель закончил на родине, куда был призван в 882 г. Альфредом Великим для преподавательской деятельности. Закончил свою жизнь Иоанн Скот Эриугена аббатом Мальмесбери при загадочных обстоятельствах.
Проблема познания. Гносеологическое кредо Иоанна Скота Эриугены: истинная философия совпадает с истинной религией, ибо ум и авторитет (Св. Писания) обладают единым утечкой Божественную мудрость, поэтому в религии не может быть ничего несогласованного с умом. Однако, человеческий дух вследствие грехопадения Адама отошел от непосредственного созерцания истины, поэтому усвоение истин, о которых свидетельствует Св. Писание, требует усилий такого ума, возвращен к Богу, то есть просветленный верой. Разум человека не в состоянии отрицать, или ставить под сомнение Божественное слово. Но надо осознавать, что Откровение лишь указывает, где и как человеку искать истину, однако, не дает ее человечеству в готовом и адаптированном к историческому времени виде. Поэтому истинность любых человеческих высказываний (даже Отцов Церкви) должна быть подтверждена умом.
Философская система Иоанна Скота Эриугены – неоплатонизм со значительными элементами рационализма. И, ли она принципам христианства? По форме следуя христианской догматики и пытаясь соединить неоплатонизм с христианством, автор фактически разработал первую в истории средневековой западноевропейской философии пантеистическую систему, отождествляла Бога с природой. Христианский догмат о творении мира Богом Иоанн Скот Эриугена разворачивает на основе неоплатоновского принципа эманации как последовательного порождения более общей природой природы более конкретной, путем восхождения от Бога в качестве высшей реальности, единства и всеобщности – к множественности и единичности, в небытие, а также обратное восхождение с помощью обобщающих идей к Богу. Этот процесс занимает четыре ступеньки, или так называемые четыре природы.
Первая – природа, несотворенная, но такая, что творит, Бог, есть То, что превышает бытие и небытие; в надсутности Бог непознаваем и неопределенный одной категорией; для Эриугены – это Бог- Отец. Как совершенно бесформенное и непостижимое Бог предстает как Ничто. В себе Самому Он действительно – «ничто из всего», ибо Он выше и вне всякого бытием. Поэтому относительно Себя Он знает, что Он Есть; но, что он есть, – этого Бог не знает. Это самая высокая действующая причина всех вещей.
Вторая природа – природа создана, но такая, что творит. Она представляет собой совокупность всех первооснов и первичных форм, воспринимаемые Богом как первичные образы и одновременно как причины вещей. Вторая природа осмысливается Иоанном Скот Эриугена как акт получения Богом бытия, где Он представляет себя как мир Божественных идей, «Логос», или Бог – Сын. Идеи Бога не является пассивные мысли, но содержащие в себе творческие потенции. Учение о тварность Божественных идей, а вместе с этим и Бога- Сына свидетельствует, что, находясь под влиянием платонизма, Эриугена НЕ различает «созидание» и «рождение» – понятия, которые были разведены в традиционной христианской сознания уже после дебатов Афанасия и Ария на Никейском Соборе (325 г.). Поэтому для Иоанна Скота Эриугены идеи – то есть образцы всего сущего, издавна находятся в Логосе, однако, равны вечности Бога -Отца, потому созданы последним. Отсюда – вывод, что Бог-Сын является природой ниже Бога Отца, противопоставляет автора христианским ортодоксам Средневековья.
Третья природа – природа создана, но такая, что не создает; это реальный мир единичных вещей, порожденный миром идей. Есть индивидуальные телесные вещи возникают из всеобщего (идей). Каким образом? Эриугена придерживается платоновской (и неоплатоновского) традиции в своих взглядах на природу тела. В сутки патристики эта традиция нашла свое воплощение и первое христианское переосмысление у Григория Нисского в работе «Об устройстве человека», которая имела огромное влияние на ирландского мыслителя. Из нее следует, что каждое тело может быть осознано как определенная мера характеристик: размера, количества, качества, фигуры, цвета… Вне тела все они являются абстракциями. Однако, в конкретном сочетании они (умоспоглядального и бестелесные) создают иллюзию самостоятельной телесности, что возникает как следствие слияния этих акциденций. Эриугена считает, что вторая и третья природы тождественны по Божественной сущностью, но противоположные по своим существованием. Так, бытие второй природы вечно, то есть вне времени и пространства, в то время, как существование третьей природы происходит в пространстве и времени конечным образом. Поэтому Иоанн делает вывод, что третья природа является следствием грехопадения и удаления человека от Бога. Есть чувственный мир не был свободным творением Бога, и ему даже не следовало бы существовать, так же, как человеку не следовало бы грешить. Именно поэтому чувственный мир не должен существовать вечно. Подобно тому, как человек имеет шанс вернуться в Божественное лоно, так и чувственный мир должен вернуться к своим причинам.
Возвращение вещей к Богу должно осуществляться определенным образом, о чем свидетельствует назначение четвертой природы. Четвертая природа является природой несотворенной и такой, что не создает. Здесь Бог предстает в качестве Цели всех вещей и всего мирового процесса, возвращает всех их до (в) Себя. Такой возврат обусловлено искуплением человеком греха. Таким образом, воплощение и искупление возникают существенными моментами целостного теогоничного процесса, завершается возвращением вещей к Богу. Сравнивая первую и четвертую природы, можно понять, что они отличные не по сущности, а лишь по направлению движения: «от Першоедности», или «в Першоедности». В этом процессе самопородження Бог предстает как «начало, середина и конец». Он является «все во всем».
Проблема универсалий. Иоанн Скот Эриугена – сторонник философского реализма. Он утверждал, что «общее» и «единое» существуют вне «единичным» и «конкретным» и предшествует им. Чем более общим является понятие (универсалия), тем более реально его существования в качестве самостоятельной сущности. Так, индивид существует благодаря его вовлечению в «вида», а «вида» – к «рода». Отсюда диалектика определяется как искусство логики, однако она не является простым произведением человеческого ума. Она заложена в природу всех вещей Богом.
Рационализм и пантеизм учения Эриугены оказали значительное влияние на немецкую мистику и философскую мысль вообще. Однако, по мнению Альберта Штьокль: «Систему Ериугены можно назвать гениальной, но ее нельзя назвать христианской…» Неудивительно, что его учение было осуждено Церковью в 1050 и 1225 pp.