• Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы
Сборник рефератов
Сборник рефератов » Общество » Иоанн Дуне Скот

Иоанн Дуне Скот

Иоанн Дуне Скот, известный как doctor Subtilis – Изящный доктор (ок. 1266-1308 pp.) – Шотландский философ, теолог периода средней схоластики. Учился в Оксфорде; преподавал в Оксфордском и Парижском университетах; основатель шотландской философской школы – ведущей в францисканскому ордене. Наделенный острым и критическим умом, Иоанн Дуне Скот стал одним из самых активных оппонентов и выдающимся критиком томизма. Дело в том, несмотря на большое уважение, учение Фомы даже в XIII в. не оставалось без возражений. Главные оппозиционные силы были сосредоточены в францисканскому ордене, теоретики которого продолжали традиции Александра гэльский и Бонавентуры. Исходя из них, оппозиционеры отрицали не систему Фомы в целом, а некоторые, однако, сутгеви положение. Ведущим теоретиком францисканцев становится Иоанн Дуне Скот. Именно он собрал вместе все аргументы, выставляли францисканцы против учения Фомы (по поводу проблемы соотношения философии и теологии, материи, свободы, понимание высшего блага человека) и соединив последние с положительными тезисами францисканской школы, Дуне Скот превратил их в целостную и оригинальную систему, которая была принята в Ордене и противопоставлена доминиканской доктрине. Поэтому он участвовал в многочисленных публичных дебатах и диспутах с томист, аверроистамы, в которых успешно решал даже мудрые силлогизмы, что выдвигали против него. Иоанн Дуне Скот – автор многих произведений – известный не только как комментатор Аристотеля, Порфирия и Петра Ломбардского, но и как автор самостоятельных оригинальных идей. Среди наиболее известных работ: «Opus Oxoniense» («Оксфордский произведение»), «Tractatus de Primo Principle» («Трактат о исток») и т.д. “.

О соотношении теологии и философии. Иоанн Дуне Скот выступает против попыток примирения последних, как и против примирения разума и веры Фомой Аквинским. Иоанн Дуне Скот пытается корректно определить их специфику и свой самостоятельный статус каждой из них. Так, он проводит четкое разграничение между теологией и философией по предмету исследования (Бог или бытия); по методу исследования (убеждения или дискурс); по логике исследования (откровения или абстракция) и по цели исследования (спасение или познания). Вывод Дунса Скота отсюда очевиден: как теология не может подчиняться науке (и философии), так и философия (и наука) не зависит от теологии, потому что за всеми приведенными признаками они предстают как самостоятельные формы духовного опыта. Например, философию должна интересовать Бог как першобуття, першосуще. Першосуще существует актуально, чем делает ние всего прочего. Першосуще – то бесконечное бытие в полноте содержательности, потому что есть основой единичного в его существовании.

Доказательства Бога, по мнению философа, – доказательства существования бесконечного бытия. Его доводы строятся на трех понятиях, или трех первичности: Во-первых, существование самой действующей причины; во-вторых, существование самой конечной причины; в-третьих, существование совершенной существа. Эти понятия содержатся и предусматривают одно. То, предикатами чего выступают эти три первичности Бог. Бог – совершенное и вместе с тем совершенно простое. Однако, как различные совершенства Бога совместить с простотой Последний? По мнению Дунса Скота, различие между божественными совершенствами нереальна, как, например, между вещью и вещью, но и не чисто виртуальная, что только свое основание в Боге, но открывается вследствие мыслительной деятельности. На самом деле, разница будто посередине между тем и другим. Это различие – между реальностями разного уровня «оформление», например, как разница между общей природой и индивидуальностью вещи. «Общая» природа предшествует существованию единичной вещи как «вид». Но добавление «индивидуальной» формы не надо представлять в качестве реального добавления рис одной (уже существующей) вещи с рис другой (существующей также). Фактически это является последней чертой оформления вещи, или индивиду -ции «вида» в реальную вещь, что последний предоставляет ее индивидуальная оформленность. Итак существования Первого Бытия необходимо. Из последнего выводится возможное бытие как акт свободной Божественной воли.

Материя – продукт Божественного творения и имеет определенное бытие и актуальность, согласно порядку природы материя предшествует форме. Однако, благодаря форме материя получает не общую актуальность, а определенную действительность. Только у Бога форма и действительность совпадают; Он является чистая форма, чистая актуальность. Остальные состоит из материи и формы, есть потенциальности и актуальности (даже ангелы и души).

Процесс познания. Взаимодействие субъекта и объекта познания. Иоанн Дуне Скот признает чувственное познание и обобщающую роль интеллекта. Разрабатывает учение о примате воли. Воля Бога абсолютно свободна: то, чего желает Бог, добро уже потому, что Он этого желает. В человеке над всеми видами деятельности также господствует не разум, а воля. Поэтому знание – не причина желания, а только его условие. Разум указывает на возможность выбора, однако, выбор делает воля. Чем ближе человек к Богу, тем вероятнее становится совпадение воль, тем больше для человека есть шанс спасения.

Проблема универсалий. Иоанн Дуне Скот, скорее всего, – концептуалист. Он признает реальным существование единичных вещей. Однако, реальность их осознается благодаря родам и видам. Потому что род и вид то есть, прежде всего, реальность связей, то есть сугубо общее (универсалия). Таким образом, реальность единичного дана через роды и виды (которые изначально существуют), потому что если бы единичное было дано нумерически, то в природе царил бы хаос. Роды и виды предстают как своеобразный масштаб для распознавания индивидами самих себя, что выполняет посреднические функции при формировании суждений.

Даже с такого краткого обзора, можно констатировать, что Иоанн Дуне Скот своей творческой деятельностью вписал важные страницы в книгу философии схоластики. Он стал представителем новой школы авиустинизму, осуществившего определенные шаги в направлении переосмысления целого ряда традиционных вопросов схоластики и одновременно начала постановку многих еще неизвестных вопросов в области теологии и философии. Однако, не только идеи Дунса Скота были подхвачены его учениками и последователями, которые продолжали их исследования и развитие, но и традиция Сорбонской диспутов, где каждый из участников должен был защищать свою теоретическую позицию перед любым желающим достичь истины.


Загрузка...

Похожие материалы:

  1. Ранняя схоластика
  2. Иоанн Скот Эриугена
  3. Роджер Бэкон
  4. Мейстер Экхарт
Оценка статьи:
1 звезда2 зведы3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...
Теги: История философии, развитие философии, скачать реферат, схоластика, философия, философия мира, философы

Загрузка...

Навигация

  • Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы

Наши партнеры

1) Образовательные материалы для школьников и студентов;
2) Рефераты для студентов и школьников
3) реферати і лекції на українській мові.


При использовании материала ссылка на сайт обязательна. © 2013 Все права защищены