Большое количество людей, которые имеют определенный интерес (профессиональный или любительский) к природе, ежегодно отправляется в путешествия – летом и зимой, различными видами транспорта – пешком, на автомобилях, велосипедах, лыжах, лодках и т.п.. Путями, тропами, по азимуту по пересеченной местности, часто с грузом за плечами исследователи – естествоиспытатели, любители – краеведы, туристы и путешественники направляются к своей цели.
Цели и задачи у каждой группы или отдельной личности могут быть разными – производственные, научные, учебные, оздоровительные, рекреационные, спортивные и т.д.. Общим для них является то, что долгое время они находятся в полевых условиях, осуществляют переходы (переезды) по незнакомой территории, иногда попадая в неблагоприятные обстоятельства. Как правило, те, кто путешествует, находятся на расстоянии в десятки (иногда и сотни) километров от населенных пунктов, действуют автономно и в критических ситуациях и не всегда могут рассчитывать на быструю постороннюю помощь. Кроме того, следует иметь в виду и то, что цивилизация и значительная урбанизированность «обычных » условий жизни привели к потере человеком навыков непосредственного общения с природой.
Сориентироваться на местности, найти питьевую воду, разжечь костер, приготовить пищу, переночевать под открытым небом – все эти необходимые во время путешествия вещи превращаются в проблемы, решение которых требует значительных затрат труда и энергии. Планируя путешествие, необходимо учитывать все аспекты длительного общения с природой. В этом деле мелочей не может быть. Все, начиная от личного состава группы и заканчивая запасными батарейками к фонарю и коробкой спичек, должно учитываться участниками, организаторами и руководителями. Отсутствие в снаряжении таких ” мелочей”, как рабочие перчатки, медикаменты, спасательные средства и т.п. может очень быстро негативно отозваться на работе, быту, самочувствии участников, может даже привести к беде.
Именно на раскрытие этих особенностей, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности в полевых, совершенно отличных от обычных, условиях, на профессиональную деятельность, отдых и здоровье исследователей естествоиспытателей, любителей – краеведов, туристов и обычных путешественников, направлено этот учебник.
Безопасность жизнедеятельности исследователя – естествоиспытателя имеет тесную связь с охраной труда и техникой безопасности. Большинство методических, нормативных и технологических требований и правил техники безопасности носят межотраслевой общеупотребительный характер и применяются не только на производстве, но и в повседневной жизни – в быту, на отдыхе и т.д.. Рассмотрим их основные составляющие.
Техника безопасности – раздел ” Охрана труда “, который включает в себя систему организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов, которые могут привести к травмам, заболеваниям, резкому ухудшению здоровья и смерти. Прежде всего это касается производств, технологические циклы которых связаны с опасными факторами:
– Высоким электрическим напряжением;
– Ионизирующими, коротковолновыми и другими вредными излучениями;
– Высоким уровнем шума;
– Высоким давлением (воздуха, газов, жидкостей);
– Открытыми работами на высоте;
– Падением предметов (транспортеры);
– Механическим воздействием машин, механизмов, технологического оборудования, транспортных средств;
– Высоким уровнем вибрации;
– Высокой или низкой температурой;
– Пожаро – и взрывоопасности;
– Химической и медико – биологической токсичностью и агрессивностью;
– Высоким уровнем нервно – психической нагрузки и т.п..
На всех производствах есть отделы охраны труда, разрабатывают специальные нормы и правила, требования по технике безопасности к оборудованию, такие как прочность, устойчивость, надежность и т.д..
Профессиональная деятельность исследователя – естествоиспытателя требует знаний, умений, навыков и психологической готовности к работе в любой природной зоне независимо от сезона, погодных условий и времени суток, в высочайших горах, глубоких пещерах, пустынях, лесах, акваториях, летом и зимой, в дождь и жару. Настоящей лабораторию для исследователя – естествоиспытателя есть вся географическая оболочка.
Исследователь – естествоиспытатель первым проходит там, где еще не бывал человек. Это большая честь, но также и большая ответственность. Знание, правила, технологии, приемы, мероприятия и рекомендации по безопасности жизнедеятельности – это достояние большого отряда путешественников и исследователей во время сухопутных и водных походов и экспедиций. Иногда оно стоили им жизни, поэтому каждый исследователь должен знать главные правила и владеть основными приемами для безопасного проведения полевых исследований.
Таким образом, с позиции научного подхода: Безопасность жизнедеятельности исследователя – естествоиспытателя – это система знаний, правил, рекомендаций, технологий и практических навыков по безопасному и безаварийного осуществления его профессиональной деятельности, организации быта, досуга и отдыха.
По профессиональной специфики, то безопасность жизнедеятельности исследователя – естествоиспытателя заключается в безопасном и безаварийному проведении полевых исследований, а система научных знаний, правил, рекомендаций, технологий и практических навыков направлена на предотвращение негативного воздействия на людей опасных природных, антропогенных и техногенных факторов, возникающих или активизируются во время чрезвычайных ситуаций.
Итак, безопасность жизнедеятельности в настоящее время активно формируется как наука, которая обеспечивает единый, общий, подход к разработке и реализации соответствующих средств, мер и технологий по созданию и поддержке здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека как в повседневной жизни (работа, быт, досуг), так и в чрезвычайных ситуациях.