Предметом безопасности жизнедеятельности является изучение общих закономерностей жизнедеятельности человека и факторов, ее нарушают – опасностей, источников их возникновения, специфических свойств, особенностей распространения, способа и времени действия, возможностей предупреждения, способов противодействия и технологий обезвреживания в целях защиты жизни и здоровья человека и среды его существования.
Как уже отмечалось, «безопасность жизнедеятельности» – очень широкая сфера научных знаний и практических инструментов (технологий), возникшая на стыке нескольких фундаментальных и прикладных дисциплин и имеет чрезвычайно широкое предметно – проблемное поле. Так, существуют очень сильные связи безопасности жизнедеятельности и соответственно высокий уровень ее межнаучных интеграции с другими науками:
– с философией – через общую теорию познания;
– с физикой – через изучение физических ее факторов;
– с химией – химических;
– с биологией – биологических;
– с социологией – социальных;
– с психологией – психологических, в частности, тех, которые определяют особенности поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
– с медициной – медицинских, в частности, основных средств и методов оказания необходимой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
– с экологией – через изучение взаимоотношений между человеком, другими живыми объектами и средой общего их существования;
– с математикой и статистикой – через теорию математического моделирования, дискретную математику, математическую логику, теорию алгоритмов, применяемых для расчета риска (вероятности) возникновения тех или иных чрезвычайных ситуаций;
– с лингвистикой – через учение о формальных языка и знаковые системы, в частности, международные знаковые системы (сигналы бедствия, азбука Морзе и т.п.);
– с информатикой и кибернетикой – через теорию информации и теорию управления, в частности, ситуационного управления в условиях чрезвычайных и неопределенных ситуаций;
– с электроникой (радио – и компьютерной техникой) – через ” материальную ” часть технических средств, устройств и приборов, используемых для обеспечения безопасности жизнедеятельности и т.д..
В англо – американской образовательной системе в данной области знаний популярными на сегодняшний день являются: специализированные учебные программы (курсы, тренинги) и учебные лагеря с тренировки навыков жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях вроде « школы выживания ». Заметим, что на международном уровне проблемы безопасности жизнедеятельности человека является неотъемлемой составляющей стратегического направления, определенного ООН как «устойчивое развитие общества » (англ. sustainable human development), целью которого является не только экономическое, но и социальное, культурное, духовный рост, что способствует гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного общечеловеческого опыта.