Со второй половины V в. до Р.Х. одним из культурных центров Греции становится г. Абдеры, в котором по показаниям с доксографив жили философы Левкипп (50СМ40) и Демокрит (460-370). Фигура Левкиппа и на сегодня вызывает значительные споры, поскольку не сохранилось исключительно достоверных свидетельств о ходе его жизни и творчества. Однако предполагается, что принципы теории атомизма в основе были начаты именно Левкипп на основе сочетания достижений ионийской философии и элейской доктрины с элементами диалектики Зенона, а развитые впоследствии в целостное учение Демокрита. Именно поэтому атомистической теории мироздания рассматривают под именами двух греческих философов, обобщая основные положения как принадлежащие обоим.
Так же существует проблема относительно определения точных дат жизни Демокрита. Однако существует достаточно достоверного материала для укладки хотя бы приблизительных хронологических показателей его жизни. Вероятнее Демокрит родился 460 года до Р.Х. Его основной труд называлась «Большая мироздание», в которой философ рассматривал практически все отрасли тогдашнего знания. Однако на сегодняшний день сохранились лишь заключенные поздними исследователями списки из произведений Демокрита, дошедшие в виде цитат и отрывков.
Учение об атомах и пустоте. Главным тезисом учения атомис -тов является признание существования неделимых частиц вещества – атомов: «атомос» – «неделимый», а главная задача совпадает с задачей Эмпедокла и Анаксагора. Как и в случае с учениями Эмпедокла, и особенно Анаксагора атомисты тоже применили принцип «наименьшего» для определения вещественной существа бытия. Однако «маленькая» вещественная часть получила в Левкиппа и Демокрита значение дальше уже неделимой частицы. Атомисты считали, что первовещества – это першочасткы, бесконечные количественно, неделимые и непроницаемые. Последнее свойство важно для утверждения отсутствии в этих частицах внутренней пустоты, подчеркивание целостности и однородности атомов.
Атомы окутаны пустотой, обеспечивающей возможность перераспределения различных сочетаний атомов. Следовательно, тела – это сочетание атомов и пустоты. Как и количество атомов, пустота бесконечна, поэтому может возникать бесконечное количество комбинаций сочетаний, то есть бесконечное количество тел.
Из основного положения о вещественные частицы как неделимые (атомы) и пустоту следует и основание различения атомов. Существенными отличиями являются их форма, размер, местонахождение и порядок. Проблемной признаком является признание различия по размеру. Некоторые исследователи считают, что различия по размеру является более поздним приложением к основоположений атомизма. Бесконечная не только количество атомов, но и совокупность возможных сочетаний, которая зависит непосредственно от разнообразия форм атомов. Демокрит их называет не только «атомами», но и «неделимыми формами». Атомы бывают шаровидные, пирамидальные, неправильной формы, угловые, вогнутые и т.д..
Важной составляющей учения атомистов является обоснование движения. Единство бытия как единства атомов и пустоты побудила и к объяснению всех изменений в рамках единого вещественного бытия. Вопреки всем предшественникам – натурфилософов атомисты не рассматривали причину движения как нечто отстраненное от першочасток или первоэлементу – то чисто физического движения, или силы вроде Разума – «Нусу» Анаксагора. Они признавали, что атом и движение являются составляющими одной вещественной целостности. Движение превращается в атомистов на атрибут бытия. Мыслить бытие как единство атомов означает мыслить подвижность, движение.
По определение природы движения, однако, существует ряд разногласий. Они были вызваны выводом Эпикура, продолжателем дела атомистов, что атомы имеют вес. Это приводило к тому, что движение атомов представал благодаря силе отталкивания, которая возникала как следствие столкновения атомов разного веса. Однако такая интерпретация доксографичного материала относительно причин и вида движения атомов, поддержана определенными историками античной философии XIX в. (Целлер, Ибервег и др.). Удивление четко согласуется с физикой и механикой позднее XVII в. в лицах Р. Декарта, И. Ньютона и др.. Стоит все же признавать, что у родоначальников атомизма подвижность атомов ни была вызвана внешней причиной разницы веса, а была сроднившийся с самой существом атома – вещественной неделимость. Иначе невозможно было бы согласовать это положение со свойством движения быть хаотичным. Именно наличие направления действия определяет тип механистической весовой взаимодействия. А это уже теория механики XVII в.
Одновременно атом не является чисто чувственного предметом, вещью. Совокупность атомов отождествляется с внечувственного, умозрительным в значении «умственного видения» бытием элеатов. Однако атомистичнисть определяет не только пизирни, чувством формы бытия, но и духовную, «умозрительную» сферу, то есть не существует ничего, что не образовывалось бы из сочетания атомов и пустоты. О соразмерности чувственного и умозрительного уровней единого атомистического бытия висновуеться на основании «аналогии».
Именно аналогия устанавливает различения того, что может мыслиться, что не может чувственно восприниматься, без нарушения самого единства бытия этим разрешением. Умозрительно мы воспринимаем существо бытия – единство хаотически движущихся атомов и пустоты, свойств атомов – формы, размера, местонахождения и порядка. Цвет, вкус, тепло, звук есть качества не бытие, а свойствами, которые возникают в последствии восприятия человека ощущениями. То есть эти свойства имеют вторичный, несущественный характер. Противоречивый характер здесь приобретает определение таких свойств как легкое и тяжелое. Если признать эти свойства исключительно следствием чувственного восприятия, то это вызывает возражения учитывать вес существенным качеством атомов. В противном случае возникает соблазн присоединиться к «весовой» теории происхождения движения, соединив размер с физическим весом.
Из определений атомов следует и необходимость всех процессов и явлений природы. Ни одна вещь не может возникнуть без какой-либо причины, и только при необходимости. Соответствующий порядок мироздания существует в нем всегда, он не рожден, поэтому никогда не исчезнет. Этот порядок сплошной, равнозначен для всех «частей» мира. Однако атрибутивная хаотическая природа движения атомов не вызывает необходимость возложения цели всех процессов бытия. Каждая вещь, каждое явление имеет свою причину, но, по Демокриту, из этого не следует, что ряд явлений приводит к определенному запланированного результата, или заранее предусмотренной цели.
Причинность касается только того, что произошло, но не действует для того, еще не осуществлено. Таким образом атомисты отрицали существование случайности, рассматривая ее исключительно как разновидность необходимости.
В теории Левкиппа – Демокрита разработаны и вопросы познания. Как уже отмечалось, различия по аналогии уровней бытия вызывало и различия видов знания. Ощущения не могут иметь непосредственным объектом восприятия движущиеся атомы и пустоту, которые воплощают существо бытия. Именно для исследования этой сферы существует основание умственного постижения. Поскольку чувственное и умозрительное бытия являются составляющими одного бытия умственное познание не противопоставлено чувственного. Истинного знания мы приобретаем умственными действиями, но завершение и дополнение оно получает в формах ощущений. Чувство формы знания являются одновременно и критерием истинности умозаключений.
Атомисты отмечали и на разных возможностях чувственного и умственного познания. их сосуществование определяется дополнением и обоюдного мопоглибленням. Известно, что Демокрит разрабатывал чисто логическую проблематику в труде «Каноны», в которой определил три критерия познавательной деятельности: чувственное познание явлений; значение мышления в науковедческих исследованиях природы; исследование сферы желаемого и нежелательного.