Удовлетворение любой потребности требует от организма активного приспособления к окружающей среде, то есть комплекса целенаправленных двигательных актов, которые называют поведением. По механизмам реализации различают врожденные и приобретенные формы поведения человека.
Безусловные рефлексы
Врожденными формами поведения являются безусловные рефлексы. Они осуществляются унаследованными программами: центры рефлекторных дуг, отвечающих за эти рефлексы, расположенные в спинном мозге или в стволовой части головного мозга. Безусловные рефлексы дают организму возможность быстро и безошибочно отвечать на изменения гомеостаза и внешней среды. По виду биологических потребностей, на удовлетворение которых направлены безусловные рефлексы, их делят на пищевые, защитные, ориентировочные, половые.
На багаж знаний читайте похожие рефераты:
- Врожденное поведение человека;
- Приобретенная поведение. Виды обучения;
- Безусловные рефлексы? приобретенное поведение человека;
- Мотивация как побуждение к целенаправленному поведению.
Пищевым рефлексом являются сосательные движения, возникающие при прикосновении к губам новорожденного любым предметом. Этот рефлекс присущ всем млекопитающим, которые получают питательные вещества с молоком матери.
Защитные рефлексы направлены на удовлетворение потребности в безопасности: вы замечали, как в ответ на резкое движение руки у лица невольно отклоняется голова и возникает мигательных рефлекс? Поднесите пальцы к ладошкам новорожденного: он ухватится и будет крепко держаться за них. Для современного ребенка этот рефлекс не имеет жизненного значения. Однако он был важен во времена первобытности, когда матери носили младенцев на руках: ухватившись за мать, ребенок сохранял стабильное положение в пространстве.
Не все безусловные рефлексы обнаруживают себя сразу после рождения. Так, примерно через неделю у ребенка появляется ориентировочный рефлекс, или рефлекс «что такое, кто такой?». Это реакция на появление нового раздражителя: поворот в его сторону головы или глаз ребенка. Ориентировочный рефлекс является фактором возникновения непроизвольного внимания, из него начинается оценка значимости действующего раздражителя. Он является предпосылкой появления сложных форм поведения.
В период полового созревания у человека появляются половые рефлексы, связанные с потребностью в продолжении рода. Мотивацией этого рефлекса является так называемый половое влечение, возникновение которого «запускает» половые рефлексы.
Не все рефлексы сохраняются у человека в течение всей его жизни. Так, еще в детстве теряется сосательный рефлекс, а половые рефлексы – в старости с исчезновением полового влечения. К врожденным формам поведения относятся инстинкты – сложные последовательности безусловных рефлексов. Инстинктивным является, например, брачное поведение птиц, млекопитающих. У человека инстинктивное поведение проявляется редко, в основном, в неосознанных действиях.
Условные рефлексы
Безусловные рефлексы могут удовлетворить жизненные потребности человека в очень ограниченном круге ситуаций. Так, хотя потребность в пище является одной из основных, однако врожденных форм поведения, которые обеспечивают ее добычи, у человека не существует. Итак, чтобы выжить в условиях среды, которая изменяется, человек должен постоянно формировать действия на свой страх и риск. Чем точнее эти действия учитывают условия среды и возможности организма, то успешней поведение. Этот опыт сохраняется в памяти, и в дальнейшем действия, которые привели к удовлетворению потребности, могут воспроизводиться. Приобретенное поведение формируется у человека, как и у животных, в течение всей его жизни.
Одним из видов приобретенного поведения является условный рефлекс. Классический его пример – слюноотделение в ответ на вид пищи, запах, постоянное время кормления. Механизмом условного рефлекса является образование временной нервной связи между центром определенного анализатора (зрительного, обонятельного и др.) и центром определенного безусловного рефлекса. Как следствие, раньше нейтральный раздражитель (вид, запах) становится сигналом, т. е. условным раздражителем, и вызывает реакцию, характерную для безусловного стимула (слюноотделение). У человека, как и у других животных, формируется множество условных рефлексов, однако в наследство потомкам они не передаются.
Условные рефлексы и формирование поведения
Как ведет себя малыш, увидев бутылку, из которой его кормят? Если ребенок голоден, он начинает кричать, тянется к бутылке. Это проявление условного рефлекса на раздражитель-сигнал – вид предмета, связанного у ребенка с получением пищи.
Получив бутылку, он успокаивается, поскольку может удовлетворить пищевую потребность. Когда малыш подрастает, его начинают кормить ложкой. Бутылка перестает быть условным раздражителем – даже если ребенок некоторое время тянется к ней, он обнаруживает, что бутылка пуста. Условный рефлекс не подкрепляется появлением безусловного стимула (пищи) и угасает. Такое торможение рефлекса называют условным.
Примеров угасания одних условно-рефлекторных действий и появления других можно привести множество. Жизненные ситуации меняются, одни сигналы-стимулы теряют значимость, появляются другие сигналы-стимулы. Соответственно меняется и поведение человека, механизмом которого является условно-рефлекторные реакции.
Условный рефлекс и восприятие
Восприятие дает возможность различать раздражители, действующие на организм. Но и условные рефлексы влияют на точность восприятия, способствуют тонкому различию стимулов-сигналов. Малышу, которого постоянно кормят из одной бутылки, предложили выбрать «свою» бутылку из десятка похожих. Выбор оказался безошибочным и быстрым – ребенку понадобилось для этого меньше минуты.