Географическое положение и состав территории Юго-Западной Азии
В Юго-Западную Азию (Ближнего и Среднего Востока) входят 16 стран, расположенных на стыке трех частей света. Это Турция, Иран, Афганистан, Сирия, Ирак, Ливан, Израиль, Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Йемен, Кипр.ЭГП этих стран значительно улучшилось после окончания строительства Суэцкого канала и железной дороги Берлин – Багдад.
Важное стратегическое положение, огромные залежи нефти и природного газа всегда привлекали сюда развитые страны. После распада СССР наибольшее влияние на события в этом регионе имеют США. Юго-Западная Азия очень беспокойный в политическом отношении регион. Длительное время не прекращается арабо-израильский конфликт, не решена курдская проблема. Юг Месопотамии стал «яблоком раздора» между Ираном, Ираком и Кувейтом, не прекращается гражданская война в Афганистане. Греко-турецкие распри привели к разделению на две части Кипра. Страны региона являются крупнейшими в мире импортерами оружия.
По государственному строю в регионе есть как республики, так и монархии, большинство из которых абсолютные.
Природно-ресурсный потенциал Юго-Западной Азии
Из предыдущих курсов географии вспомните, в каких климатических поясах расположена Юго-Западная Азия. Какие проблемы развития этих стран связаны с климатическими условиями?
Минеральные ресурсы региона разведаны недостаточно. Кроме огромных запасов нефти (66% мировых запасов) и газа (26%), выделяются значительные объемы хромитов (Турция), минеральных солей Мертвого моря и фосфоритов, калийных солей (Иордания, Израиль).
Население Юго-Западной Азии
На территории Юго-Западной Азии проживает 206 млн. человек. Численность населения быстро растет благодаря высокому естественному приросту населения. Страны региона сильно отличаются по количеству населения, в Турции, Иране и Афганистане сконцентрировано 2/3 жителей региона.
Размещается население также неравномерно. Средняя плотность его в одной стране не превышает 100 человек / км кв., а в пустынных районах она меньше 1 человека / км кв. Для региона характерны значительные миграции населения. Здесь до сих пор проживают народы, ведущие кочевой образ жизни. Население Израиля формируется за счет иммигрантов. Многие палестинские арабы вынуждены покинуть родину, на нефтяных промыслах работает значительное количество иностранных рабочих-мусульман. Многие турки работают в Западной Европе, особенно в Германии.
Уровень урбанизации в целом невысокий, а в Афганистане и Йемене – один из самых низких в мире. Численность городского населения растет быстрыми темпами, но преобладают отдельные города, агломерации только формируются (Стамбул, Тегеран). Особенно высока доля городских жителей в малых нефтедобывающих странах, в Бахрейне, Кувейте и Катаре она превышает 90% населения. Некоторые города возникли еще в древние времена (Дамаск, Багдад, Бейрут, Эр-Рияд и т. п.). Именно в этом регионе зародились три основные религии мира: иудаизм, христианство, ислам. Города Иерусалим, Мекка, Медина считаются священными, их ежегодно посещает много паломников.
Этнический состав населения довольно сложный. Наиболее однородное население Аравийского полуострова, основу которого составляют арабы. Турция, Иран, Афганистан и Ирак – многонациональные страны. Наряду с турками, персами, афганцами (пуштунами) и арабами живут национальные меньшинства: курды, азербайджанцы, узбеки, таджики и другие. Этнические и религиозные различия создают серьезные политические и экономические трудности в каждой стране.
Общая характеристика хозяйства Юго-Западной Азии
По уровню экономического развития страны Юго-Западной Азии относятся к двум типам: Израиль, Турция и Кипр – это среднеразвитые страны, остальные государства – это развивающиеся страны. Но и эти группы неоднородны.
Израиль – индустриально-аграрная страна, доля промышленности которой в ВВП составляет 30%. В структуре промышленности преобладают наукоемкие отрасли: медицинская электроника, средства связи, компьютеры. Развиваются также металлообрабатывающая, авиационная, судостроительная, электротехническая, химическая, алмазообрабатывающая промышленность. Высокий удельный вес в экономике имеет военная промышленность.
Политика кипрского руководства направлена на превращение страны в торговый, финансовый и туристический центр. Для экономики этой страны характерна высокая доля сферы услуг (47% ВВП). Ведущими отраслями промышленности являются пищевая, швейная, горнодобывающая, промышленность стройматериалов.
Основой экономики развивающихся стран, является сельское хозяйство, которое до сих пор является отсталым и малопродуктивным из-за архаичных аграрных отношений. Постоянные засухи являются настоящим бедствием для населения этих стран. Орошаемых земель много, но ирригационные системы преимущественно примитивные. Страны Юго-Западной Азии привозят зерно, масло, сахар, чай, продукты животноводства.
В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Его основа – потребительские культуры (пшеница, кукуруза, овощи), хлопчатник. Значительные площади заняты виноградниками и фруктовыми насаждениями. По производству и экспорту изюма, сухофруктов, миндаля и фиников регион занимает ведущее место в мире.
Животноводство малопродуктивно. Здесь разводят овец и коз, ослов и верблюдов. На мировом рынке ценится каракуль из Афганистана.
Афганистан
Афганистан относится к наименее развитым странам мира. Трудности, связанные с общей отсталостью страны, усилились из-за многолетней гражданской войны. Размер причиненного войной ущерба достигает 3/4 всех предыдущих вложений в развитие страны за 50 лет.
Основное богатство стран побережья Персидского залива – нефть, промышленная добыча которой, в основном, началась после Второй мировой войны за счет иностранных капиталов. В этих странах самые низкие затраты на добычу и самая высокая в мире производительность труда в нефте- и газодобывающей промышленности, что является следствием благоприятных природных условий и низкого уровня заработной платы. Огромные объемы экспорта нефти (90% добычи) повлекли развитие транспортной инфраструктуры: трубопроводов и нефтяных портов-терминалов.
Страны стараются вкладывать нефтедоллары в промышленное развитие, чтобы обеспечить надежный экономический рост в нефтевой период и уменьшить зависимость от нестабильного и невозобновимого источника доходов. В одних странах появились центры нефтеперерабатывающей промышленности (ОАЭ, Саудовская Аравия) и предприятия для сжижения газа (Катар, Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Сирия). В других – в Иордании, Йемене, Сирии, Саудовской Аравии – усилилось развитие горнодобывающих отраслей (добыча фосфоритов, калийной и поваренной солей, сырья для стекольной и цементной промышленности, свинцово-цинковых и железных руд). В 80-е годы XX в. быстрыми темпами развивались отрасли обрабатывающей промышленности. Были созданы металлургические заводы по производству стали и труб в Саудовской Аравии, Ираке, Катаре, Иордании. Среди отраслей цветной металлургии появилась алюминиевая промышленность (Бахрейн, Кувейт). Во многих странах начали формироваться центры металлообработки: заводы по сборке автомобилей (Ирак, Кувейт), электроламповый (Ирак), судоремонтный (Бахрейн). На основе горнодобывающих отраслей начала формироваться химическая и цементная промышленность. Развиваются также легкая и пищевая промышленность. Но размеры промышленного производства еще незначительны.
Внутренний транспорт развит недостаточно. В перевозках основная нагрузка падает на автомобильный транспорт. Страны Юго-Западной Азии расположены на важном перекрестке морских и воздушных путей. Немалую роль во внешних связях региона играет морской транспорт.