Новые формы поведения появляются у человека в течение всей его жизни. Процесс, в котором происходит изменение поведения, формирование новых действий, основанных на индивидуальном опыте, называют обучением. Один из видов обучения – образование условных рефлексов. Какие еще виды обучения существуют?
Активное обучение
Благодаря условно-рефлекторной поведении воспроизводятся действия, результат которых известен заранее. Но как быть, если неизвестно, как действовать, чтобы достичь желаемого результата? В этом случае эффективным является метод проб и ошибок. Вернемся к наблюдениям за детьми. Малыш получил в подарок пенал, в котором что-то заманчиво позванивает. Пытаясь его открыть, ребенок ощупывает, постукивает им по столу – все напрасно. Наконец она нажимает на ручку – и пенал открывается. В следующий раз ребенок открывает и этот пенал, и другие похожие коробочки, сразу выполняя именно то действие, которое привело к успеху. Во время обучения поведение направлена на поиск эффективных действий – тех, которые приведут к желаемым результатам. Такие действия сохраняются в памяти и в дальнейшем воспроизводятся.
На багаж знаний читайте похожие рефераты:
- Врожденное поведение человека;
- Приобретенная поведение. Виды обучения;
- Мотивация как побуждение к целенаправленному поведению.
Активное обучение важно и при формировании поведения, соответствующего социальным нормам. Метод проб и ошибок дети применяют не только во время манипуляций с предметами. Так же они поступают и со сверстниками: если попытка получить понравившуюся игрушку мирным путем не удается, они меняют тактику и поднимают драку с ее владельцем. Казалось бы, такой «агрессор» действует эффективно – игрушка оказывается в него. Отношение взрослого чрезвычайно значимо для ребенка, она хорошо запоминает, какие действия осуждались, какие – одобрялись. Поэтому в дальнейшем ребенок будет воздерживаться от «неправильных» действий и воспроизводить те, поощряемые взрослыми.
Что эффективнее в активном обучении: поощрение или наказаний-i = ня? Вознаграждения (похвала или комплимент) сигнализирует человеку: «Делай так! Повторяй это снова! ». Наказание же означает: “Прекрати!”, С; однако не указывает на то, какое поведение является желательным. Наказание часто вызывает состояние тревоги, страха или апатии, а жестокое наказание – х агрессию и гнев. Итак, в общении с людьми следует прибегать не только С до критики – эффективны похвала и поощрение.
Обучение через наблюдение
Человек приобретает новые формы § поведения, наблюдая за теми, кто ее окружает. Вследствие наблюдения за взрослыми и подражание им дети постепенно осваивают m многими навыками, которые пригодятся в дальнейшем.
С возрастом у детей возникает стремление не только копировать отдельные действия взрослых, но и быть похожими на них по чертам характера. Так, примером для подражания может стать настойчивость или общительность родителей, поскольку, по мнению ребенка, именно за эти качества их ценят и уважают коллеги и друзья. Образцами для подражания могут быть знаменитости, герои фильмов и книг.
Когнитивное обучение
основывается на умственном переработке информации и использовании нового знания. Представления и мысленные операции позволяют мысленно «обыгрывать» различные ситуации и выбирать или изобретать эффективные действия. Так, собираясь пасмурным днем выйти из дома, вы раздумываете, брать с собой зонтик. Чтобы принять решение, вы собираете необходимую информацию: узнаете прогноз погоды, взглянув в окно, выясняете, есть ветер и дождевые облака. Соединив эту информацию с воспоминаниями о погоде в предыдущие дни и оценив, к каким последствиям может привести прогулка под дождем без зонта, вы, скорее всего, решите взять ее. Обучение по соображениям, результатом которого является формирование эффективного действия, осуществляется в тех случаях, когда использовать метод проб и ошибок бессмысленно. Информация, хранящаяся в памяти, перерабатывается, и в ходе мыслительных операций возникает решения проблемы.
К когнитивному обучению относят инсайт (озарение) – внезапное догадку о том, как именно нужно действовать. Такой догадке обычно предшествует длительная умственная работа над проблемой, стоящей перед человеком. В определенный момент различные фрагменты информации, как разбросаны в памяти, объединяются, и на их основании формируется решение. Примером инсайта является известный случай, который произошел с Архимедом. Знаменитый ученый понял, как определить объем тела неправильной формы, сидя в ванне и наблюдая, как во время погружения тело вытесняет воду. Однако этой догадке предшествовали длительные размышления ученого.