Среди наших знаний об окружающем мире есть много таких, которые приобретены только с помощью ощущений и восприятия. Благодаря им мы узнаем свойства объектов, которые можно открыть непосредственно – рассматривая их, ощупывая или прислушиваясь.
Но атом недоступен нашему зрению, а ультразвук – слуха, однако нам известно строение атома, и мы знаем, что такое ультразвук. Эти знания получены благодаря мышлению, выполняющий познавательную функцию: с его помощью мы открываем свойства объектов, которые недоступны непосредственно органам чувств. Как устроен процесс мышления? Благодаря чему оно дает нам возможность выйти за пределы чувственного опыта?
Словесно-логическое мышление
Проанализируем пример, известный из истории науки. В XIX в. французском астроному Урбена Леверье удалось открыть одну из планет Солнечной системы без помощи телескопа – на листе бумаги. Как мыслил Леверье? К тому времени было известно, что орбита Урана не соответствует общим закономерностям движения планет вокруг Солнца. Перед ученым стоит проблема: в чем причина «неправильного» движения Урана? Он выдвинул гипотезу – на Уран влияет неизвестный объект – и занялся анализом данных об орбитах планет Солнечной системы. Основываясь на нем, Леверье рассчитал величину отклонения Урана от «правильной» траектории. Пользуясь известными закономерностями о движении планет, данными о размерах и массу Урана, то есть понятиями, Леверье смог синтезировать их и построить математическую модель движения нового космического объекта. Ученый сделал умозаключение – неизвестно космическое тело является планетой Солнечной системы. Позже астрономы с помощью телескопа обнаружили ее именно там, где указал Леверье. Эту планету назвали Нептун.
На багаж знаний читайте похожие рефераты:
Понятие, модели – это средства мышления, анализ, синтез, гипотеза, умозаключение – приемы, используемые в его процессе. Такое мышление осуществляется при обязательном участии языка (естественной и искусственной). Чтобы подчеркнуть значение языка в мышлении этого вида, его называют словесно-логическим.
Образное мышление
Не менее важным, чем словесно-логическое есть образное мышление, средствами которого являются зрительные, слуховые или двигательные образы. Однако и при образного мышления человек анализирует ситуацию, синтезирует информацию, формулирует гипотезу – применяет общие приемы мышления.
Примеров задач, решаемых с помощью образного мышления, множество. Как пронести широкое кресло через узкие двери? Как рассадить цветы в собственном дворе, чтобы он стал уютным? Задача «на образное мышление» постоянно решают архитекторы, дизайнеры, кинорежиссеры, музыканты и т.д..
Видами можно манипулировать в воображении, изменяя их, перемещая, заменяя один образ другим. Поэтому иногда образное мышление позволяет значительно ускорить решение задач. Так, опытный водитель, оперируя образами машины и места, где ее необходимо припарковать, сопоставляет эти два объекта. Реальная действие – парковка – выполняется уже на основании мнимой оценки ситуации.
Не всегда с задачей, требующей работы с образами, можно справиться только мысленно. В таких случаях строят графические схемы, пространственные модели. Решая, как расставить мебель в комнате, вы обычно рисуете план, помогает вам удерживать образы предметов, их пространственное соотношение.
Образное и словесно-логическое мышление «мирно сотрудничают», дополняя друг друга. Вспомните о схемах, которые помогают вам решать математические задачи, анализировать связи между биологическими объектами и т.д.. Таким образом образное мышление поддерживает словесно-логическое. Однако образное мышление часто сопровождается рассуждениями формулировкой предложений по комбинирования образов и их трансформации.
Познавательная функция мышления человека тесно связана с прогностической. Благодаря мышлению человек может создавать образ будущего и планировать действия, направленные на его реализацию. Следовательно, мышление участвует в регуляции поведения человека.
Мышление и мозг. Физиологической основой мышления является совместная работа многих отделов коры больших полушарий мозга. Информация, которая поступает в зрительных, слуховых и других специализированных зон коры, передается в ассоциативных зон. Именно здесь она обрабатывается и дополняется информацией от структур коры, ответственных за процессы памяти и эмоции. Обобщенная информация передается лобной зоне коры, где происходит выбор стратегии поведения.