Самый сложный и ответственный этап установления диагноза – логическое осмысление полученных данных. Такой мыслительный процесс называется клиническим мышлением. Он требует от врача совершенного знания методик сбора анамнеза, проведения физического обследования больного, умение осуществлять диагностическую оценку результатов лабораторного и инструментального исследования, выявлять и различать ведущие и сопутствующие признаки патологического процесса (болезни), объединять отдельные симптомы в симптомокомплекс (синдромы) и давать им семиологической оценку.
Начальные основы клинического мышления студенты усваивают на кафедрах пропедевтики профиля с совершенствованием и углублением на следующих этапах клинической подготовки, в частности по внутренним болезням – на кафедрах факультетской и госпитальной терапии, а также хирургии, неврологии, акушерства и гинекологии, педиатрии, то есть на IV-VI курсах клинического обучения.
В диагностическом мыслительном процессе врач использует следующие основные логические методы:
- Метод уподобление (аналогии);
- Индуктивный метод;
- Метод дедукции;
- Метод гипотезы;
- Кибернетический метод;
- Синтетический метод;
Следовательно, установление диагноза, основанного на использовании законов формальной логики – аналогии, индукции, дедукции, а также логического синтетического подхода в формулировке диагностического заключения, является важным компонентом и этапом клинического мышления, направленного на целостное постижение болезни и ее индивидуальных особенностей и проявлений. Поэтому усвоение студентами знаний и приобретения навыков по диагностике внутренних болезней с использованием законов клинического мышления уже на начальном этапе клинического образования является одним из важнейших пропедевтической задач кафедры и клиники пропедевтики внутренних болезней.
На современном этапе развития клинической диагностики прогрессивно внедряются в практическую медицину высокоинформативные инструментальные и лабораторные методы исследования. Однако какими бы совершенными они ни были, пальма первенства в диагностическом процессе всегда будет принадлежать ума врача, его профессиональной таланта и клиническом мышлению, а медицинская техника будет лишь одним из вспомогательных средств клинической диагностики, техническим приемом, а не методом технизации и диагностической урбанизации клинической медицины.