Выдающимся явлением в мировой культуре стало французское изобразительное искусство, славу которого составили Эжен Делакруа, Оноре Домье, Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, художники «барбизонской школы».
Ярким представителем и лидером школы романтизма в искусстве стал французский живописец и график Э. Делакруа (1798 – 1863). Его искусство противоречило канонам официального академической живописи. Э. Делакруа творил картины, полные человеческих эмоций, захватывающих сюжетов. Его методы – выразительность и одухотворенность образов, динамичная композиция, насыщенный колорит, экспрессивность – оказали большое влияние на последующие поколения художников. Часть полотен Э. Делакруа посвятил событиям Французской революции. Его батальные сцены также передают определенные срезы национальной истории. Известные полотна Э. Делакруа – «Данте и Вергилий», «Свобода на баррикадах», «Битва при Пуатье». Талант этого художника был разносторонним. Он создавал психологические портреты, оригинальные пейзажи, натюрморты, расписывал дворцы, галереи и церкви.
В отличие от официально признанных художников часть живописцев Франции призвала выйти из мастерских и сблизиться с природой, которая единственная обладает несравненным богатством света и цвета. Они переехали из Парижа в деревню Барбизоне. Художники тонко чувствовали природу и мастерски передавали ее реальные образы. Так в 30-60-х гг. возникла «Барбизонской школа» французских художников-пейзажистов, в которую входили Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Д. де па Пенья т.п.. Работы барбизонцев хорошо продуманные и совершенные, лишены социальной ангажированности.
Восхищение природой своей страны выражали немецкие живописцы Каспар Давид Фридрих и Ганс Тома. Особенностью их картин стало сочетание духовного мира человека с природой. Иногда они навевают грусть, однако в каждом произведении чувствуется богатство души автора. Тщательно подобранные краски придают картинам праздничности, торжества.
Признание пейзажистов завоевали британские художники Джон Констебль и Джозеф Тернер. Дж. Констебль умел видеть неповторимую красоту природы и передавать ее на своих полотнах со всем богатством оттенков, сохраняя ее одухотворенность, гармоничность и величие. Кроме пейзажей Дж. Тернер писал архитектурные и морские пейзажи, переплетая религиозные и мифологические мотивы.
Последние десять лет жизни Джордж Доу работал в Петербурге. Написал более 300 портретов участников Отечественной войны 1812 г., в том числе полководцев М. Кутузова и М. Барклая де Толли. Искусно выполненные Дж. Доу портреты героев отмечаются точностью характеристик, торжественностью, овеянные романтизмом славы и подвигов.
В России возникла плеяда талантливых художников. Чертами классицизма и романтизма отличалась творчество Карла Брюллова. В картине «Последний день Помпеи» изображены грандиозные сцены трагического прошлого. Художник убедительно передал гибель древнего города, мужество и самозреченисть человека в момент смертельной опасности. Другой русский художник Александр Иванов обратился в своем творчестве к библейской тематике. Его известная картина «Явление Христа народу» олицетворяет и обреченность, и ожидания, и духовное пробуждение, и безграничную веру людей в торжество добра и справедливости. У художников реалистического направления Александра Венецианова
и Павла Федотова преобладали социальные мотивы и образы, бытовые сцены, которые точно воспроизводили российскую действительность.