Существенные различия в хозяйстве жителей степной Надчорноморщины и Лесостепи прослеживались еще с давних времен, но только в начале ранней железного века, с переходом степных племен к кочевому скотоводству и постепенным становлением в северных районах пахотного земледелия, эти различия получили окончательного завершения. Отныне естественная граница между степи и лесостепи была и границей между двумя большими культурно-хозяйственными зонами, постоянное взаимодействие которых стала одним из решающих факторов исторического развития древнего населения Украины.
В противоположность степовикам, чья культура в условиях кочевого быта очень быстро унифицировалась и почти в одинаковых формах существовала на протяжении определенных хронологических этапов на всем пространстве Юга Восточной Европы, население земледельческой зоны в культурном отношении было значительно пестрой. В предскифского период территория Украинской Лесостепи выглядела так. В восточной части, на Левобережье Среднего Днепра, жили племена бондарихинськои культуры, которых современные исследователи считают то предками финно-угров, то балтами. На противоположной стороне – в Среднем Поднестровье – была распространена голиградськои культура, оставленная фракийцами – народом индоевропейской группы, занимавший в древности восточную часть Балканского полуострова и некоторые прилегающие территории. Несколько севернее, на востоке современной Львовщины и на Тернопольщине, проживали носители высоцкой культуры (к сожалению, пока не очень хорошо изученной). На западе они граничили с племенами лужицкой культуры, земля которых простиралась от западных районов современной Львовской области до Эльбы. По мнению большинства специалистов, в состав лужицкой общности входили и западные протословьян. Предки же восточных славян занимали в X-VIII вв. до н. е. центральную часть лесостепной полосы Украины.
Чернолесская культура. В это время здесь получили распространение достопримечательности чернолесской культуры. Они расположены на территории Днепровского Лесостепного Правобережья в междуречье Днепра и Днестра, а также заходят узким клином в Днепровский Левобережный Лесостепь вдоль Ворсклы. Интересно: упомянутая территория практически совпадает с районами распространения древнеславянских названий рек – гидронимов. К тому же, как отмечает известный современный историк Б. А. Рыбаков, ни одна другая археологическая культура никогда не имела такой своеобразной географической конфигурации, лишний раз подчеркивает связь чорполисцив с носителями протословьянськои языка.
Чернолесская культура происходит от предшествующей ей белогрудовской. По мнению А. И. Тереножкина, который несколько десятилетий изучал предскифского древности, выделение чернолесской культуры началось в результате распада крупной группировки Белогрудовский племен, что, в свою очередь, привело к консолидации Чернолесского населения в южной части Правобережной Лесостепи, прежде всего в бассейне Тясмина. Именно здесь, вероятно, находится наибольшее количество исследованных памятников, материалы которых позволяют достаточно полно воссоздать жизнь чернолесцев.
Основу их хозяйства составляло пашенное земледелие. К сожалению, каких-либо частей плуга на чернолесских памятниках еще не найдено, но очень показательно, что именно во время существования этой культуры на столовой посуде – черпак и круглотилих бокалах – появляется характерный орнамент в виде заштрихованных геометрических фигур. На взгляд многих специалистов, этот узор, свойственный земледельческим культурам Восточной и Центральной Европы, представляет собой символическое изображение вспаханной поля. Не последнюю роль играло и оседлое скотоводство. Состав стад и стад хорошо прослеживается по материалам археологических исследований. Так, в 1955 раскопки на Субботовском городище обнаружили кости 206 особей домашних животных, в том числе 80 голов крупного рогатого скота, 49 коз или овец, 41 свиней, 20 лошадей.
Значительное развитие достигло и металлообрабатывающее ремесло, прежде бронзолы-Варна дело. Только на Субботовском городище найдено более 200 обломков литейных форм, тиглей и ллячок. С их помощью древние мастера изготавливали бронзовые топоры-кельты, наконечники копий, различные инструменты и украшения. Распространялась и обработка железа, которое применялось прежде всего для изготовления оружия.
Цветущая зона земледелия и ремесла, сформировавшейся на территории Днепровского Лесостепного Правобережье, очень рано начала привлекать южных кочевников. Не случайно вместо неукрип- ленных поселений ранней чернолесской культуры на рубеже Лесостепи и Степи быстро возникают поселка, защищены фортификационными сооружениями. Большинство из них располагалась вдоль Тясмина, где имелась достаточно прочная защитная система. Так, от местонахождения современного г.. Смела до устья Тясмина протаскивалась линия из 12 укрепленных поселений. Все они размещались на защищенных природой площадках – чаще всего на высоких приречных мысах. Прежде всего сводилось круглое в плане укрепления диаметром 40-100 м, окруженный валом; на гребне последнего строилась стена из связанных между собой деревянных срубов. Со стороны поля викопузався один или несколько рвов. Самым сложным по своей планировке является Чернолесская городище – южный форпост чернолесцев: оно защищено тремя линиями чемоданов и рвов.
Довольно многочисленными и разнообразными чернолесских памятниках есть предметы вооружения: костяные наконечники стрел и бронзовые – копий, кинжалы. Особо отметим мечи, близкие по своей форме к этому виду оружия киммерийцев. Один из крупнейших в Европе мечей данного времени найдено на Субботовском городище: длина его стального клинка достигает почти 95 см, а общая длина вместе с бронзовым ручкой – 1 м 8 см. До наших дней дошло немало деталей снаряжения верхового коня, прежде всего костяных псалиев. Итак, чернолесцы имели не только пешее войско, но и конницу, в состав которой, возможно, входили представители родоплеменной знати. их мо
Гили обнаружены вблизи с. Бутенки Полтавской, сел Носачева, Ольшаны и Цветки Черкасской областей. Только в последнем из указанных захоронений найдено 6 бронзовых удил, 11 бронзовых псалиев, разнообразные украшения конской узды, Сагайдачный набор, 2 железных наконечники копий, обломки железных топора и кинжала, золотые украшения и тому подобное. Однако описанные вещи дают лишь приблизительное представление об этом богатый комплекс, поскольку курган был разрушен во время строительных работ.
К сожалению, три другие, не менее важные, комплексы также были обнаружены в результате небрежного хозяйствования. Поэтому обязательно следует упомянуть киевскую исследовательницу Г. Т. Ковпаненко, добросовестно изучила материалы этих захоронений и ввела их в научный оборот. Воспользуемся ее доработку и приведем описание еще одного кургана из числа упомянутых выше, а именно Носачивского.
Первоначальная высота этого кургана, разрушенного в ходе сельскохозяйственных работ, достигала 2 м. Под насыпью находился деревянный склеп. По его перекрытии ученые раскрыли костяк лошади с бронзовыми деталями уздечки, рядом – еще несколько комплектов уздечек и вооружения.
Покойника похоронили в сопровождении, в частности, глиняных сосудов. Среди вещей, сохранившихся назовем пять бронзовых пряжек характерной формы. Они подтвердили известную всем археологам истину – иногда вот такие «рядовые» находки куда важнее для исторических реконструкций, чем самые ценные украшения. Так произошло и на этот раз. Г. Т. Ковпаненко выяснила: подобные пряжки украшали сбрую лошадей, изображенных на рельефах в дворцах ассирийских чиновников Саргона (722-705 pp. До н. Э.) И Ашшурбанипала (688-624 pp. До н. Э.). Это – еще одна материальная иллюстрация древних письменных источников, которые свидетельствуют о тесных контактах племен Северного Причерноморья с населением Ближнего Востока во времена киммерийского нашествия в Переднюю Азию.
Подытоживая имеющиеся данные об археологических памятниках лесостепной Украины киммерийской эпохи, мы имеем все основания сделать вывод, что в этот период на территории Среднего Поднепровья было достаточно мощное объединение земледельческих племен, экономический и военный потенциал которых позволял противостоять угрозе со Степи . Несколько иначе развивались события в скифскую сутки.
Земледельцы лесостепи в киммерийскую эпоху
Загрузка...