На рубеже 50-60-х годов XIX в. накануне крестьянской реформы 1861 г. в Украине с новой силой забурлила национальное общественно-политическую жизнь. На этот раз оно проявило себя в громадовского движении.
Несмотря на реакционную правления Николая I, по территории Украины ходили революционные идеи и настроения, порожденные европейской революцией 1848-1849 гг. “которая получила название»весна народов». Мужественно терпели преследования и не меняли свои идейные убеждения члены Кирилло-Мефодиевского братства,
разгромленного царизмом. В далекой Орской крепости подтверждал свое противостояние царизму Т. Шевченко. «Караюсь, мучаюсь… но не каюсь»- писал поэт.
Поражение России в Крымские и войне, продемонстрировал всему миру социальную гнилость и экономическую отсталость крепостнической России, а также смерть Николая I вызвали некоторое ослабление полицейского режима, насаженного за тридцать лет его правления. Получив амнистию от молодого императора Александра II, члены Кирилло-Мефодиевского братства в конце 50-х годов начали собираться в Петербурге, где, в отличие от провинций, полицейский режим тогда стал несколько мягче. В северной российской столице снова встретились Т. Шевченко, П. Кулиш, Н. Костомаров, В. Белозерский и другие украинские деятели.
Среди студенческой молодежи Киевского университета в 1858-1859 гг. возникают украинофильские полулегальные политические организации культурнического направления. Вскоре в начале 1860-х годов такие организации уже действовали в большинстве городов подроссийской Украины.
Члены петербургского общества значительно отошли от тех задач, которые ставило перед собой Кирилло-Мефодиевского братства.
Громадовцы оставили широкие и необъятные политические планы и мечты. Всю свою энергию они направляли на актуальные вопросы национальной жизни, требовавших немедленного решения.
Целью громадовцы считали возрождение украинского национального самосознания. Самыми действенными средствами, обязательными для осуществления своих планов, по их мнению, были просвещение народа и развитие украинского издательского дела.
Петербургские громадовцы получили в распоряжение собственную типографию Кулиша. При ее создании писателя финансово поддержали украинские патриотически настроенные помещики – Василий Тарновский Григорий Галаган.
В этой типографии громадовцы организовали издание просветительской серии книг под названием «Сельская библиотека». Они подготовили и выдали почти 40 небольших книжечек-«бабочек». Однако удаленность Нетербурга от Украины обычно осложняло распространение украинской литературы среди народа. Поэтому в 1863 М. Костомаров обратился ко всем украинским общин с призывом собирать деньги и открывать украинские издательства. Николай Костомаров, в частности, писал, что стыд «не дать своей копейки на святое дело. Когда суметь книги, а там пошла бы складчина на школы». Как видим, издательская деятельность рассматривалась громадовцами только как начало гораздо более масштабной дела – образования украинского народа.
Так громадовцы работали на будущее Украины. Ведь, как показал исторический опыт человечества, народная книга и народное образование – это те основы, на которых выстраивается национальное самосознание народа, который готов и стремится построить или возродить свое государство.
Российские власти и российские шовинисты называли деятельность Петербургской общины украинофильством, постоянно оказывали давление на ее членов. Поэтому, сделав многое для развертывания новой волны украинского национального движения, Петербургская община прекратила свою деятельность в 1863
Журнал «Основа». Петербургские громадовцы занимались не только повышением общеобразовательного и общекультурного уровня своего народа с помощью серии книг «Сельская библиотека». Они открыто стали на защиту украинской национальной литературы и украинского народа.
Этим задачам служил журнал «Основа», который издавался в течение 1861-1862 гг. Основателями его стали состоятельные украинского – В. Тарновский Г. Галаган. Редакторами журнала были В. Белозерский и П. Кулиш.
На протяжении своего существования (22 месяца) журнал тиражом 800-2000 экземпляров способствовал пробуждению украинской интеллигенции и народа. Он защищал украинский язык, литературу, утверждал право украинского народа на собственное образование, издание учебной и научно-популярной литературы на родном языке.
Журнал также популяризировал отечественную историю, формируя у читателей-украинского чувства национального достоинства, знакомя с правдивой украинской историей других народов Российской империи.
Авторами издания стали более 40 человек. Среди них такие известные имена, как Т. Шевченко, П. Кулиш, Н. Костомаров, Марко Вовчок, М. Максимович, Л. Глебов, С. Руданский, А. Свидницький, П. Ефименко, А. Лазаревский, Т. Рыльский (отец выдающегося украинского поэта Максима Рыльского). Николай Костомаров напечатал в журнале научное исследование «Две русские народности», где обоснованно доказывал отдельного мишнисть украинской культуры и мировоззрения. Павел Житецкий вступил в открытую полемику с отдельными российскими публицистами, выступавших против литературы на украинском языке.
После выхода в свет первых чисел журнала на него посыпались многочисленные обвинения в «украинском сепаратизме». Через преграды, возникшие перед «Основой», он должен был прекратить свое существование.
Основание Киевской и других общин. Идеи громадовцев Петербурга в 1859 г. подхватили студенты Киевского университета, которые основали Киевскую общину. В начале 60-х годов XIX в. такие общественные объединения было организовано в Чернигове, Харькове, Полтаве.
Именно о них писал Костомаров в статье «Украйна» в 1860 г. Общественный деятель имел все основания заявить европейскому сообществу, что в Украине «появилось стремление возродить народность, умирала под московским кнутом и санкт-петербургским штыком».
У истоков движения громад Приднепровья стояли хлопоманы. Это были молодые люди, выходцы из украинских и польских шляхетских семей, отмечали своем единстве с народом. Они говорили только на украинском языке, одеваться в украинскую национальную одежду, соблюдать народных обычаев и обрядов.
В конце 50-х годов XIX в. члены кружка хлопоманов трижды организовывали этнографические экспедиции, вели культурно-просветительные беседы с крестьянами
Волыни, Подолья, Киевщины, Катеринославщимы и Херсонщины. Они подробно изучали жизнь и мировоззрение украинского народа.
Сплотил хлопоманов в Киевскую общину студент-выпускник Киевского университета, впоследствии известный историк Владимир Антонович. Членами организации стали известные в будущем украинские деятели: экономист Фаддей Рыльский, этнограф Борис Познанский, языковеды Константин Михальчук и Павел Житецкий, этнограф и фольклорист Павел Чубинский и др.. Вокруг них в начале 60-х годов гуртувалося 200-300 молодых людей. Киевская и другие общины к концу века стали очагами украинского движения.
Владимир Антонович (1834-1908) воспитывался в семье ополяченого литвина дворянстве Бонифация Антоновича и польской дворянки Моники Гурской. Родители учили детей в богатых польских семьях. Начальное образование Владимир получил дома. Затем учился в Ришельевском лицеи и Второй одесской гимназии.
По настоянию матери Антонович окончил медицинский факультет Киевского университета. Недолго работал врачом в Чернобыле и Бердичеве и снова поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет.
Наибольшее влияние на формирование мировоззрения Антоновича произвел Янош Джндай, который выступал за отделение Венгрии от Австрийской империи и установление республики. Владимир Антонович сформировался убежденным демократом и сторонником идей французских просветителей. Все критически он воспринимал колонизаторское отношение польской шляхты к украинскому крестьянству, пока не порвал с ней. Владимир Антонович, как и регата хлопоманов, своим общественным долгом считал повышение уровня культуры и образования, служение украинскому народу, среди которого они росли и и жили. Антонович убеждал, что «жить среди народа и не слиться с ним, не проникнуться его национальными интересами, значит быть лицемерными, паразитами», и призвал ополяченных шляхтичей признать себя украинским.
Польские помещики были возмущены поведением В. Антоновича и его сподвижников. Они написали более 40 доносов киевскому генерал-губернатору, распространяли слухи, что в Киеве будто появилась преступная группа, которая намерена вырезать всех господ-шляхтичей. Наконец, 60 польских шляхтичей вызвать В. Антоновича на «благородный» суд, который закончился безрезультатно.
Чтобы прекратить всякие разговоры вокруг своего имени и имен друзей, В. Антонович опубликовал статью «Моя исповедь». Он отверг обвинения в измене польского гражданства. Лидер Киевской общины заявил, что польская шляхта стоит в Украине перед выбором: либо остаться угнетателем украинского народа, или вернуться к народности своих предков и работать в его пользу. «Я выбрал второе, – писал Антонович, – и надеюсь, что трудом и любовью заслужу когда-либо что украинским признают меня сыном своего народа, я готов все разделить с ним». Эти слова стали его жизненной позицией.