• Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы
Сборник рефератов
Сборник рефератов » История » Выселение жителей Крыма

Выселение жителей Крыма

Обещанная большевиками новое, лучше жизнь началась в Крыму так, как и везде по территории бывшей Российской империи, – о своих обещаниях они просто забыли. Объявляя 1921 Крым автономной республикой, соратники Ленина в привычной для них манере с трибун, на митингах, в прессе славили заботу советской власти о некогда униженные царским самодержавием народы, в том числе населению южного берега Крыма было обещано степные земли, обезлюдели за годы гражданской войны и голода. Однако подготовленный проект расселения татар остался на бумаге, поскольку 1923 комиссия Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета принял решение о переселении на земли Крыма большого количества белорусских и украинских местечковых евреев, которые никогда не занимались земледелием.

С Украиной имели переселить на землю в течение 10 лет 50 400 еврейских семей: в 1925/ 26 – 1500, 1926/ 27 – 4200, 1927/ 28 – 4200, 1928/ 29 – 4500, 1929/ 30 – 5000, 1930/ 31 – 6000, 1931/ 32 – 6250, 1932/ 33 – 6250, 1933 /34 – 6250, 1934 /35 – 6250. Начиная с 1925 года, на юге Украины планировали расположить в течение ближайших трех лет 5400 еврейских семей. Другие еврейские семьи предусматривали расселить таким образом: “Северный Крым – 7300, Сальский округ – 1700, а затем – в осушенных приазовских плавнях (150000 десятин), примыкавшие к территории Украины и Крыма – 23 520 и за Урал – 12480 “(ЦДАВОВУ: Ф. 3. – Оп. И. – Спр. 4853. – Арк. 14).

Этим планом, окончательно утвержденным Президиумом ВЦИК СССР 15 июля 1926, предполагалось потратить 124 миллиона рублей, в том числе 67 миллионов из иностранных источников (там же. – Арк. 14 н.).

И все, что касалось его выполнения, осуществлялось большевистской властью. Так, в течение 1924/ 25 хозяйственного года для еврейских семей правительство УССР выделило на юге республики 43000 десятин украинской колонизационного фонда, а в следующем – 50 000 (там же. – Спр. 4706. – Арк. 2).

Что касалось украинского земледельческого населения, то для него в Крыму свободной земли не было. Для украинского крестьянина свободные земли надо было еще готовить в неосвоенных степях Зауралья, в Сибири и на Дальнем Востоке, включая Сахалин и Камчатку. В течение 10 лет постановлением ВЦИК СССР от 26 июля 1926 предполагалось переселить из Украины в восточные районы около 2 миллионов человек (в том числе 4680 – немцев, 3640 – поляков, 2600 – болгар) в Сибирь – 707900, Дальнего Востока – 353500, Казахстана и Башкирии – 296000, Средней Азии – 281 000, Поволжья – 225000, Северного Кавказа – 52 000 и на Урал – 45000 (там же. – Ф. 413. – Оп. 1. – Спр. 199. – Арк. 17).

Выселение жителей Крыма

Выселение жителей Крыма

С протестом против провокационной акции большевистской власти по массовому переселению местечковых жителей Беларуси и Украины на юг Украины и в Крым выступил Председатель Директории УНР Симон Петлюра, подчеркивая, ” что этот опрометчивый и далеко идущие по своим последствиям шаг к живому затрагивает интересы украинского народа, его государственности и общежития его с еврейской населением “(Петлюра С. Статьи, письма, документы. – Нью – Йорк, 1979. – Т. II – С. 428).

Спроваживая ” жидов раз на те земли, которые украинский крестьянин считает потомственный своими только захваченными от него предыдущими оккупантами, новейшие оккупанты подкладывают гнет к бочке с порохом и, если называть это явление присущим именем, – продолжает Петлюра, – организуют огромное провокацию ” (там же. – С. 429).

И эта провокация, пишет далее Петлюра, ” о двух концах. Провоцируя украинское население, она провоцирует и еврейскую неуверенностью самого дела и неизбежности обострения ее в будущем. Вожди еврейских организаций, собирающих на это дело деньги и агитируют темной еврейской массы, подводя ее на переселение, утаюють от нее все трудности его и опасности ” (там же. – С. 430 – 431).

Эти взгляды разделял и известный еврейский деятель Арнольд Марголин. В издании ” The New Palestine ” в декабре 1926 года он писал: ” Тот факт, что изголодавшееся еврейское население крупных городов убегает на село, не требует доказательства. Но риск и опасность, содержащиеся в плане еврейской колонизации под советским режимом, зависит от чего-то другого. Куча вопросов связано с этим планом. действительно Украина, Крым и берега Азовского моря лучшие территории для еврейских колоний, и что сказать о переселении евреев из Великой России и из Белой Руси на Украине, Крым и берега Азовского моря…

Произошедшие после революции в России, также утверждают, что население Украины, Кавказа и Крыма наиболее враждебно относится к российским властям, какой бы она ни была: ” Советской или монархичною ” (цит. по: Тризуб. – 1927. – Ч. 14. – С. 13 – 14).

Указывая на то, что за пределами УССР ” имеется еще многочисленное украинское население по берегу Азовско – го моря и на севере Кавказа, на Кубани… в северном Крыму “, а также, учитывая желание жителей полуострова в 1918 году под руководством татар ” сфедератуватися с Украиной на основах территориальной автономии, которая гарантировала бы свободное развитие языка и культуры татарского ” ​​, и то, что” все украинским считают Крым как невиддилиму часть будущей Украины “, А. Марголин предупреждал об опасности для евреев на тех землях, которые большевистская власть не наделяла малоземельным украинским или татарским крестьянам (там же. – С. 14).

Причину опасности для евреев в указанном регионе А. Марголин видел в том, что “они считаются и всегда будут считаться ” чужаков ” здесь, потому что они не говорят на местном языке, не держатся местных обычаев и т. д. Даже евреи, жившие на Украине перед революцией на протяжении поколений, не имели необходимости говорить на украинском или татарской языках, ибо велика большинство их жила в городах, где русский язык царила как официальный язык правительства, институтов, обществ и т. п. Таким образом евреи современного поколения Украины, Крыма, Кавказа и Белой Руси, кроме еврейской языка, употребляют русского языка и с детства уже русифицированные. Поэтому переселение определенной части евреев с Украины или Белой Руси в Великую Россию, Сибирь или Туркестана не поставят их в такое тяжелое и опасное положение, как переселение русских и белорусских евреев на Украине, в Крым, на берега Азовского моря или на Кавказ ” (там же. – С. 14).

Эти соображения Марголина дали ему основание сделать главный вывод: ” На будущее нужно помогать евреям, желающих покинуть крупные города и осесть на земле в близких районах, то есть там, где они долго жили, и там, где имеется однородное население. Все другие переселения евреев на Украине, в Крым, на берега Азовского моря или на Кавказ должны быть прекращены. с другой стороны необходимо помогать переселению евреев из Украины и Белой Руси в Великую Россию, Сибири и Туркестана, в этих огромных пространств с неограниченными возможностями ” (там же. – С. 14 – 15).

Подобные предостережения высказывал и Владимир Жаботинский в известной своей статье “Крымская колонизация “. Прежде всего, анализируя всю информацию, которая поступала из СССР, он сделал однозначный вывод: даже сторонники советского режима, которые приезжали на Запад, однозначно высказывались, что ” еврейская колонизация ” очень непопулярна “среди украинских крестьян; мы, выросшие на Украине, хорошо знаем, что это значит “(Жаботинский В. Избранные статьи по национальному вопросу. – К., 1991. – С. 116).

А дальше Жаботинский цитировал письмо одного из таких сторонников большевиков: “Для украинских крестьян вся эта история выглядит какой-то дикой напастью, здесь не только их собственный принцип о собственности на землю обижен, но каждая деталь этой фактической процедуры для них новым ударом в сердце. Представь себе психологию херсонского крестьянина, который даже не может сегодня обработать десятину, которую он обрабатывал во времена Николая II, потому что он не может починить поломанного плуга, не может купить скота и т. д., и вдруг он видит на железнодорожной станции товарный вагон и пару новых железных плугов, или теплушку, с которой выдвигают председателя здоровые воли, и он спрашивает: для кого это все? в ответ слышит: для еврейских колонистов, которых правительство хочет поселить на нашу землю. Я еще не видел в жизни ничего такого, что было вимирковане так хорошо для возбуждения ненависти, как эта процедура. Этот довез машин и скота влияет сильнее, чем приход петлюровских гайдамаков тех страшных лет кровопролития, ибо петлюровские банды (составитель сборника В. Жаботинского И. Клейнер уточняет при этом, что определение ” петлюровские банды “является лишь привычным для евреев выражением, но не имеет отношения к лицу Петлюры ” – В. С.) напоминали крестьянину о старой вражде, а сегодняшние манифестации вызывают новую ненависть ” (там же. – С. 116 – 117).

В. Жаботинский продолжал, что в Палестине также проводили колонизацию без согласия тамошнего крестьянина и он принадлежит именно к тем, кто “никогда не хотели забыть этот факт и его возможные последствия. Но это, в конце, только 700 тысяч арабов, а на другой стороне стоит Англия – самая сильная из европейских государств, и несмотря на это некоторые говорят, что положение опасное, что надо принять специяльних меры для обороны. Но на Украине мы имеем дело с 25 миллионами крестьян, а по второму – “нашему ” – стороне стоит правительство, сам признает, что представляет и хочет представлять лишь небольшую часть народа.

Я не сомневаюсь, что эти люди, которые поддерживают эту колонизацию, наполненные лучших и честных намерений, но, говоря объективно, мир еще никогда не видел такой коллективной легкомыслия, как это раздражение 25000000 крестьян в стране, где каждый камень является памятником ‘ достопримечательностью гайдамацкой трагедии, как эта игра с глубочайшим, с фанатичные религией украинского крестьянина, – при том с опорой на режим, который даже с точки зрения его представителей еще экспериментом ” (там же. – С. 117).

Очевидно, большевистское руководство Украины и именно понятно непредсказуемость последствий политики Москвы в отношении еврейского переселения на отобранную у помещиков землю. И вскоре начиналось свертывания этого движения в пределах Украины со ссылкой на ограниченность свободных земель.

Но решала все Москва: 19 мая 1926 Президиум ВЦИК утвердил практические мероприятия по переселению трудящихся евреев. В ней говорилось: “Учитывая малоземелье Украины и отсутствие возможности в силу этого удовлетворить в достаточной мере землей еврейское население, которое пожелало перейти к земледелию, поднять ходатайство Всесоюзным Центральным Исполнительным Комитетом о предоставлении в районах Северного Кавказа, Северного Крыма, Сибири и других районов земельных участков из государственного земельного фонда для евреев, изъявившие желание перейти на ведение самостоятельного сельского хозяйства “(ЦДАВОВУ: Ф. 3. – Оп. И. – Спр. 4706. – Арк. 3).

ВЦИК 7 августа 1926 обращал внимание московских властей на необходимость ” выделение свободного земельного фонда для еврейского населения в районах Северного Кавказа, Сибири, Крыму или в другом районе, который отвечает за естественно – историческими и бытовыми условиями задачей еврейского переселения ” (там же. – л. 2).

Наконец в Москве вынуждены были считаться с ситуацией, которая складывалась в Украине вокруг еврейского переселения, а потому 26 октября 1926 Секретариат ВЦИК СССР признал ” принципиально необходимым из-за исчерпания земельного фонда для переселения трудящихся евреев в границах УССР выделения необходимых для этой цели районов в других республиках ” (там же. – Арк. 5).

Правда, и в последующие годы, как свидетельствуют архивные документы, для еврейского населения виднаходилися какие-то ” специальные фонды “. Так, рассматривая пятилетний план переселения из Украины, Президиум ВЦИК 20 марта 1929 постановил: “переселение на юг Украины в основном закончено и на украинском колфонды текущего года будет проводиться только переселение евреев на специяльни фонды ” (там же. – Спр. 4853. – Арк. 140).

И Петлюра, и Марголин, и Жаботинский правы, когда предостерегали от разжигания антисемитизма в связи с переселением местечковых евреев на земле, которые веками обрабатывали украинские или татарские земледельцы.

И лозунг большевистской власти – ” Переход евреев на землю – удар по антисемитизма ” отнюдь не соответствовало реалиям. Напротив, это удостоверялось даже высказываниями руководителей Крыма. Например, в начале 1926 одного из них – Вели Ибраимова – турецкая пресса в статье ” Крым или Палестина” цитировала вот так: “Неправильно давать землю евреям, когда ее не имеют татары. От нас требуют земли на переселение в Крым 8.000 еврейских семей, но наши излишки не удовлетворяют даже своих внутренних потребностей “(цит. по: Красный Крым. – 1932. – 20 февраля).

Другая крымская газета тогда опубликовала высказывания секретаря Крымского обкома ВКП (б) Петропавловского, что “вопрос о переселении и расселения горных и предгорных крепостных татар в степную полосу Крыма является для нас одним из важнейших ” (Красная Керчь. – 1926. – 29 апреля).

И это было действительно так, потому что при решении национального вопроса на Востоке должны быть учтены экономические предпосылки каждой нации и в отношении именно них должен создаваться и соответствующий тип правления. Один из известных крымскотатарских деятелей А. Озенбашлы еще в 1922 году предостерегал: “Если в Центральной России советский режим управления может быть принят за историческую закономерность, то желание применить такой режим управления относительно мусульманских масс… полностью не может быть жизненным делом ” (ГААРК: Ф. 150. – Оп. 1. – Спр. 112. – Арк. 181).

Наконец, в отдаленных татарских аулах НЕ сразу поняли, что такое советская власть. Скажем, бюллетени ЧК за 1921 год очень часто сообщали следующее: ” Есть много мест и территорий в Крыму, где советская власть фактически не существует, куда ни приходил ни один партийный или политический работник. Татарское население в селах и волостях не имеет до сих пор понятия, что такое советская власть. Кроме агентов продразверстки, татарское население не видит других представителей советской власти ” (там же. – Арк. 30).

Вот почему председатель полномочной комиссии ЦИК и СНК РСФСР Ибраимов летом 1921 года заявлял: ” Вообще вся политика местной власти в Крыму опирается на ЧК и Красную Армию, чем окончательно терроризируются рабочие и татарское население ” (там же. – Арк. 85).

Но акции большевистской власти в начале 1927 для усиления еврейской колонизации в Крым вроде ” купи билет “, за который нужно было выложить 50 копеек, вызвали недовольство у местного населения, которое постепенно вырастало в антисемитизм.

И через некоторое время этот вопрос вынуждены обсуждать на бюро обкома партии.

Однако погасить пламя антисемитизма уже было не просто. И появление очередной партии еврейских переселенцев местное население встречало враждебно. Даже Евпаторийская районная газета откровенно писала: ” Кому это ударило в голову превратить Евпаторию в свалку ” (Красный Крым. – 1931. – 30 марта).

А в совхозе ” Тогайлы ” были такие заявления: ” Вот приехали евреи к нам работать, бить их надо” (там же. – 3 апреля).


Загрузка...

Похожие материалы:

  1. Украинизация Крыма
  2. Крым в СССР
  3. Украинский национализм в Крыму
  4. Крым как опора Украины на Черном Море
Оценка статьи:
1 звезда2 зведы3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...
Теги: история Украины Война в Крыму, конфликт в Крыму, Культура Крыма, переселение, россияне в Крыму, украинцы в Крыму, языки в Крыму

Загрузка...

Навигация

  • Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы

Наши партнеры

1) Образовательные материалы для школьников и студентов;
2) Рефераты для студентов и школьников
3) реферати і лекції на українській мові.


При использовании материала ссылка на сайт обязательна. © 2013 Все права защищены