Первые годы «Нового курса» была основана интересная серия законодательных инициатив, произошел значительный рост продукции и повышения цен на товары. Но «Новый курс» покончил с депрессией. Ослабление кризиса породило новые притязания. Бизнесмены озаботились концом «laissez-faire». их раздражали ограничения, определенные в положениях Национального закона о возрождении промышленности. «Левые» и «правые», мечтатели, фантазеры и политические деятели выступали с резкой критикой и экономической панацеей в переполненных аудиториях, собиравшие толпы недовольных темпами возрождения. Среди таких идей были, в частности, план Фрэнсиса Таунсенда о щедрых пенсии престарелых; рецепты против инфляции от отца Коглин, радиокомментатора-священника, который обвинял международное банкирство, приправляя все гуще свои выступления антисемитскими призывами. И грозным оказался план «Каждый из нас – король» Гьюи Лонга, сенатора и бывшего губернатора Луизианы, всесильного и безудержного представителя всех недовольных, что распоряжался в штате, как в собственном феодальном владении. (Если бы Лонг не умер преждевременно насильственной смертью, он, вне всякого сомнения, бросил бы серьезный вызов Франклина Рузвельта на президентских выборах 1936 p.).
В условиях такого давления как справа, так и слева, Президент Рузвельт поддержал новую серию социально-экономических мероприятий. Важнейшими среди них можно считать программы, направленные на преодоление нищеты, борьбу с безработицей и создание гарантий социальной защиты.
Администрация прогресса в работе (АПР) – главная социальная служба так называемого «Второго нового курса» – призвана была обеспечить граждан страны не пособием, а работой. Под руководством АПР возводились дома, прокладывались дороги, сооружались аэропорты и школы. Актеры, художники, музыканты и писатели находили работу через федеральные проекты – театральный, художественный, литературный. Национальная администрация по делам юношества обеспечивала неполным рабочим днем студентов, определяла программы переквалификации, предоставляя бескорыстную помощь безработной молодежи. АПР заботилась одновременно о почти три миллиона безработных; в то время, когда ее деятельность 1943 года был прекращен, это учреждение успела так или иначе улучшить положение девяти миллионов человек.
Но краеугольным камнем «Нового курса» по плану Рузвельта стал Закон 1935 года о социальном обеспечении. В этот период была создана система страхования для пожилых, безработных и инвалидов на основе взносов работодателей и самих работников. Многие другие промышленно развитых государств уже ввели такие программы, но призывы прогрессистов к такой политике в Соединенных Штатах в начале 1900-х годов остались незамеченные. Система социальной защиты, несмотря на упреки консерваторов о том, что она якобы шла вразрез с американскими традициями, имела и консервативные приметы. Так, социальная защита в значительной степени осуществлялся за счет доходов от налогообложения ныне работающих, причем такое налогообложение проводилось без учета размеров прибыли, то есть на основе фиксированной ставки. Для Рузвельта все эти ограничения были вынужденными – он хотел обеспечить принятие закона в Конгрессе. И хотя первые успехи в реализации президентов плана были очень скромными, сегодня социальное обеспечение является одной из крупнейших внутренних программ, осуществляемых правительством США.
Новая 1936 республиканская партия выдвинула кандидатом коалиция в президенты либерального губернатора Канзаса Альфреда Лэндон. Даже наплыв жалоб по поводу «Нового курса» не помешал Рузвельту завоевать решающую победу, которая превысила даже его успехи 1932 Он собрал 60 процентов голосов, поведя за собой все штаты, кроме Мену и Вермонт. На выборах сформировалась новая широкая коалиция вокруг Демократической партии, состоящей из профсоюзов, большинства фермеров, иммигрантов, городских этнических групп с Востока и Южной Европы, негров и жителей южных штатов. Республиканская партия получила поддержку со стороны деловых кругов и представителей среднего класса небольших городов и пригородной зоны. Такой расклад сил с некоторыми вариациями оставался неизменным на протяжении нескольких десятилетий.
С 1932 по 1938 pp. шли общие публичные дискуссии о значении «Нового курса» для общественно-политического и экономического развития нации. Выяснилось, что американцы поддерживают такое правительство, которое принимает на себя большую ответственность за рост благосостояния народа. Заметим, что историки вообще связывают с «Новым курсом» закладки в США основ современной богатого государства.
Некоторые критики «Нового курса» доказывал, что безграничное распространение функций правительства в конце концов подточит народные свободы. Но Президент Рузвельт настаивал, что принятие мер для подъема экономического процветания способствовать обеспечению свободы и демократии в стране.
В своем радиообращении к американскому народу в 1938 Рузвельт отметил:
Демократия перевелась в других крупных нациях не потому, что население этих стран ее не признавало, а потому, что им стало противным безработицы и неуверенность в завтрашнем дне, упеклося постоянное голодание детей, и сами они оказались беспомощными в условиях безвластия или несостоятельности правительства. Полны горького отчаяния и безнадежности, народы уступили свободой ради куска хлеба. Но мы убеждены в том, что демократические институты можно еще сохранить и заставить работать. Нам нужно лишь доказать, что практическая деятельность демократического правительства направлена прежде всего на защиту безопасности народа … Народ Америки полон желания отстоять свои свободы любой ценой, а первая линия обороны проходит там, где защищают экономическую независимость.