И именно во время гнетущей безысходности, как дар небес, глоток свежего воздуха, появился предвестник животворного будущее – поэма «Энеида» Ивана Котляревского. Правду говоря, отец современной украинской литературы не считал свой литературный эксперимент с использованием живого народного языка стоящим опубликования. Первые три части «Энеиды» в 1798 г. в Петербурге издал за свой счет Конотопа помещик Василий Папура.
Это событие стало вехой решительного поворота от прошлого к развитию новой литературы и, наконец, новой культуры. Ведь выбор Котляревським языка народа стал необратимым явлением не только для литературы.
Вслед за ней в течение XIX в. народный язык начали использовать публицистика, литературная критика и гуманитарные науки. Иван Котляревский является также автором первых украинских пьес – «Наталка Полтавка» и «Москаль – чаривнык», которые ставились в Полтаве и начали новый украинский театр.
Творчество Ивана Котляревского (1769-1838) конечно, дар Божий, но полученный украинцами закономерно, тогда, когда оно осознавало его значение. Во-первых, «Энеида» не могла бы появиться, НЕ унаследовав национальные духовные традиции, сложившиеся казацкой эпохой: неистребимый дух свободомыслия: сохранено в чрезвычайно тяжелых условиях национальное самосознание, исторический оптимизм, готовность искать и найти новую, как говорил Г. Сковорода, «духовную родину».
Опираясь на прочный фундамент традиции, «Энеида» стала одновременно и отражением новых путей и потребностей общественного развития. Прежде всего, поэма Котляревского – яркое свидетельство освобождения литературы от церковных регламентаций. Автор стал на позицию свободного художественного творения и тем самым отразил общее стремление предприимчивых людей к свободе деятельности в самых различных сферах жизни. Общество требовало жизненного задора, и писатель, тесно общаясь с людьми, проникся этим духом. Украинский национальный быт он сравнил с реалиями антично – римского мира, достигнув этим не только комического эффекта, но и направил читателей на переосмысление перипетий исторической судьбы народов, призвал помнить о собственном достоинстве, побудил соревноваться с судьбой.
Если бы после разрушения Трои живущие только бы тосковали по утраченным, позорили себя за поражение, если бы не возродили здоровый дух бодрой беззаботности, то стали бы они учредителями Рима ?
Театральные пьесы «Наталка Полтавка» и «Москаль – волшебник» написаны на социальный заказ украинским, которых не удовлетворяла пьеса «Казак – стихотворец» «культурный продукт» российского автора А. Шаховского, где неточно и искаженно отображались язык и обычаи украинского. После просмотра спектакля люди искренне возмущались: «За наши же деньги над нами еще н смеются». Пьесы Котляревского стали произведениями, которые несла украинский народ, чтобы посмотреть на себя как бы в художественное зеркало, осознать свою сущность.
Основатель украинского театра с помощью своих персонажей противопоставил и приговорил тогдашнюю острую общественную проблему вытеснения традиционных народных ценностей псевдоосвиченистю, связанной с отказом от народных традиций. Он также четко различал национально-культурные типы украинского и русского.
С большим уважением к Котляревского относились молодые харьковские литераторы, продолжая утверждать право Украины на собственную литературу. Первым среди них подхватил эстафету у Котляревского Петр Гулак – Артемовский (1790-1865). Поэт родился в Городище (Черкасской) в семье священника, окончил факультет словесности Харьковского университета. В 1841-1848 гг. был его ректором. Выдающимся произведением поэта стала басня «Пан и Собака», напечатанная в 1818 г. В его работах важное место занимает также этико – филоеофське послание «Настоящая доброта». В нем автор утверждает, что Доброта – это сочетание моральной стойкости, чувство справедливости, готовности отстаивать свои позиции.
Все исследователи украинской литературы признают большой поэтический талант П. Гулака – Артемовского и жалеют, что он слишком рано оставил занятия литературой.
Евгений Гребенка (1812-1848) родом из Полтавщины. Первые свои произведения он написал еще учеником Нежинской гимназии высших наук. Поступив на службу в Петербург, Гребенка сыграл заметную роль в сплочении тамошней многочисленной украинской общины. Он дружил с Шевченко, участвовал в выкупе поэта из крепостничества. Весомым вкладом Е. Гребенки в украинскую литературу является повышение украинской басни к классическим образцам.
Произведения Е. Гребенки («Медвежий суд», «ВИЧ», «Рыбак», «Волк и Огонь») отмечаются оригинальным динамичным сюжетом, критическим взглядом на тогдашние общественные нравы. В последний басне в аллегорической форме автор отмечает необходимость беречь личную независимость.
Николай Гоголь (1809-1852) – прозаик, писал на русском языке и занял выдающееся место в русской, украинской и мировой литературе. Он родился в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине в семье украинского помещика, учился в знаменитой Нежинской гимназии. Уже первые его произведения «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (1830), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832) написаны на русском языке, но по содержанию – они украинские. В них Гоголь изобразил украинский быт, историю и демонологии. Определяющими их чертами являются шутливость, фантастика и глубокое нравственно – этическое основание.
Олицетворением украинского национального духа стал главный герой повести «Тарас Бульба» – украинский богатырь, человек широкой души, прямого характера, неуемной бодрости. И хотя этот герой был исторического прошлого, он стал знаком национальной перспективы.
Григорий Квитка – Основьяненко (1778-1843) – основатель современной украинской прозы. Писатель родился в родовом дворянском поместье Основа, что близ Харькова (ныне эта местность находится в черте города). Получил домашнее образование. Некоторое время находился в монастыре. Всю жизнь прожил в Харькове, принимал активное участие в общественной и культурной жизни города. В течение 1817-1828 гг. занимал выборную должность уездного предводителя дворянства. В 1812 г. Г. Квитка – Основьяненко-директор харьковского театра. При его участии издавался журнал «Украинский вестник» и поздние харьковские альманахи. В 1833 г. из-под его пера вышла «Суплика господину издателя» – настоящий «манифест» в защиту украинской литературы.
Впоследствии были напечатаны рассказы «Салдацкий партрет» и пейзажная зарисовка «Украинское утро». В последующие годы вышли две повести «Маруся» и «Конотопская ведьма». Все эти произведения стали основой соответствующих жанров украинской прозы. Григорий Квитка – Основьяненко был также последователем И. Котляревского в формировании украинской театральной комедии. Он написал пьесы «Сватовство на Гончаровке», «Шельменко – волостной писарь», «Шельменко-деницик», которые надолго завоевали сцену украинского театра.
В повестях «Маруся». «Козырь – девка», «ИЦира любовь», «Несчастная Оксана» Г. Квитка – Основьяненко доказал, то украинский язык пригоден не дышит для изображения комических ситуаций и персонажей, но и для художественного воспроизведения трогательных и нежных чувств, приподнятого настроения, мощной духовного потенциала украинского народа.