Политические круги Крыма также склонялись к переговорам с украинским государством по присоединению к ней полуострова. Один из известных местных деятелей – князь В. Оболенский, вспоминал, что при таком положении дел их мысли невольно стали направляться в Украину. В начале октября 1918 года, продолжал он, ” эти мысли в кругах, близких к Губернской земской управы, уже окончательно созрели. Нам все яснее и яснее казалось, что, присоединившись к большой Украине, Крыму будет легче потом войти в состав России, а оставаясь маленькой самостоятельным государством, он рискует, на случай победы австро – венгров, быть совсем от нее отторгнутым “. (Оболенский В. Крым при немцах / / Крымский архив. – 1996. – № 2. – С. 24).
При губернской управе было созвано совещание председателей уездных управ и городских голов Крыма, на котором рассматривались предложения об объединении с Украиной, выдвинутые князем В. Оболенским. Несмотря на крайне разношерстный в политическом отношении состав совещания, писал он, “в вопросе, поставленном управой на обсуждение, разногласий не было никаких” (там же. – С. 24).
Узнав о решении властей Крыма вступить с правительством Украины в переговоры об условиях соединения, а также учитывая тяжелое положение крымского населения, которое не могло в условиях таможенной войны реализовать урожай фруктов и винограда, с разрешения гетмана Скоропадского Совет Министров Украинского Государства 18 сентября 1918 постановила:
“1) Временно прекратить таможенную войну при условии немедленной присылкой представителями Крыма в Киев уполномоченных ими лиц для открытия вышеупомянутых переговоров.
2) Просить Министра финансов снять таможенный досмотр грузов, направлявшихся в Крым из Киева.
3) Переговоры с представителями Крыму после их прибытия в Киев о слиянии Крыма с Украиной вести непосредственно министрам заинтересованных ведомств, НЕ передоверяя своих полномочий другим лицам.
4) О временном прекращении таможенной войны сообщить по телеграфу “(ЦДАВОВУ: Ф. 1064. – Оп. 1. – Спр. 11. – Арк. 62).
И когда на заседании Совета Министров Украинского Государства 23 сентября 1918 временно исполняющий обязанности председателя М. Василенко сообщил о получении телеграммы от председателя Совета Министров Крыма о выезде делегации, было принято решение: ” Послать ген. Сулькевич телеграмму с указанием того, что делегация должна иметь полномочия для обсуждения не только экономических, но и политических вопросов ” (там же. – Арк. 5 н.).
В ответ на это генерал Сулькевич прислал к гетману 26 сентября 1918 телеграмму, в которой сообщал, что уполномочил свою делегацию “вести с уполномоченными Вашей светлости переговоры об урегулировании экономических и финансовых вопросов, касающихся Крыма и Украины, об условиях политического соединения Крыма с Украиной и о других вопросах, затрагиваемых таким соединением, и указанных в инструкции, которой одарил названную делегацию.
Сенатору Ахматович предоставлено право совместно с членами делегации подписывать от имени Крымского Краевого Правительства все соглашения, договоры и другие акты, которые будут произведены Крымским и украинским Уполномоченными ” (там же: Ф. 3696. – Оп. 2к. – Спр. 6. – Арк. 1).
Прекращение таможенной войны сразу же открыло возможности для экспорта фруктов из Крыма. В частности, в Украине ее предполагалось вывезти более двух миллионов пудов (Видродження. – 1918. – 9 октября).
Со своей стороны Украина обещала немедленно поставить на полуостров 900000 пудов пшеничной муки (там же. – 3 октября).
Сообщение о начале переговоров позволило украинским Крыму громче заявить о себе. Так, с началом октября Симферопольская украинская община занялась организацией сети украинских кооперативов – потребительских и сельскохозяйственных обществ. В Севастополе украинский клуб открыл свою школу (там же. – 11 октября).
Влияние на такое решение было и деятельность украинских организаций полуострова. Именно тогда, когда Крым оказался в тяжелой экономической ситуации, они смогли собраться на свой первый съезд 28 – 29 августа 1918 в помещении Симферопольского украинского общества, на ул. Лазаревский № 8. Съезд был созван на основании постановления инициативного кружка при Симферопольской общине, а также с согласия крымского правительства и немецкого коменданта г. Симферополя.
На съезде присутствовали от города Симферополя председатель Совета Общества Петр Близнюк, делегат от Симферопольского общественного кооператива Денис Мацко, от г. Ялты председатель Совета Общества Павел Горянский и товарищ председателя Наталья Ярошевська, от г. Севастополя член ревизионной комиссии украинского клуба Максим Муленко, председатель кооператива (он и казначей клуба) Иван Лихонос, от г. Евпатории товарищ председателя Совета общества Павел Черевченко, от г. Алупки делегат Украинской общины Иосиф Шевченко, от городов Таврии член исполнительного комитета всех организаций губернии Митрофан мальца.
Последний открыл съезд, председателем которого избрали Ивана Лихоноса, товарищем председателя Иосифа Шевченко и писарем Петра Близнюка.
Выбрав президиум, съезд рассмотрел повестку дня, которая была принята единогласно:
“1) Доклады с мест.
2) Организация центрального союза общин.
3) Открытие кооперативов на местах.
4) Культурно -просветительные дела.
5) Выработка образцового проекта Устава Украинской культурно – просветительных обществ “(ЦДАВОВУ: Ф. 3766. – Оп. И. – Спр. 132. – Арк. 43).
После докладов с мест и детального рассмотрения указанных вопросов, ” съездом приняты соответствующие резолюции:
И
Рассматривали издание украинской газеты на русском языке.
Съезд, находя необходимым издание такой газеты в Крыму, принял поделать всякие меры, чтобы было найдено средства на осуществление этого дела.
II
Поддержание украинской газеты “Наш степь”
Имеющее в виду беспомощное положение газеты “Наш степь”, съезд находит необходимым предложить украинским общинам в Крыму прийти с денежной помощью в деле издания этой газеты, а заодно и литературным трудом.
III
об учреждении
национального хора
Подбать об учреждении при каждой общине собственного хора с опытным дирижером, в случае необходимости все хоры украинской общин города должны объединиться для публичных концертов. В случае необходимости к хору могут быть приняты хористы на жалованье.
IV
Съезд считая необходимость распространять национальную просвета, постановил, чтобы украинские органы на Крыму устроили бы курсы украиноведения, лекций и вопрос с лихтар, открывали бы “Просвиты”, детские сады, школы, национальные праздники и т. п., а краевая Рада в Крыму чтобы всегда была к услугам Украинских Организаций на Крым, чтобы помочь в этих национальных делах.
V
Дошкольное воспитание
При первой возможности устраивать силами общин подготовительные школы для детей граждан, по истечении которых дети могли поступать в первой класса средней школы с преподавания на украинском языке.
В следующем учебном году, 1918 – 1919, съезд признал желательным, чтобы каждая община устроила курсы украиноведения, украинского языка, литературы, истории, культуры, географии как для учеников, так и для взрослых.
VI
О библиотеке и читальни
Определяющее нужным помочь организациям иметь библиотеку и улучшит заказ и доставку из центров книг и других журналов. Поручит краевой Совету помощь организациям своими сообщениями о положении книжного базара, новые издания, а главным образом взять на себя заказ доставки книг на средства организации, организовать еще в центре примерное библиотеку.
VII
Имеющее в виду, что Украинский театр был и самый высокий развивку украинской духовной жизни, чем должен он стать на высшую высоту, которая сеет будущего урожая, культурной нивы жизни, а потому следует проводит на местах театральные дела как можно шире.
VIII
Детские сады
Просить деятелей украинской организаций обратить внимание на детские сады и другое, чтобы давать несколько возможно, украинским, чтобы как-то: песни, игры, а где возможно, откривать собственные сады.
IX
Казацкие дела
Украинские организации собираясь только на основаниях культурно – просветительных задач, не могут удовлетворить граждан в экономических делах, а потому собрание общего съезда решило: пропонувать всем украинским Организациям в Крыму составить собственные национальные кооперативы и сплотить их в Крымской общей союза кооперативов, посоветовав брать внимания образец устава кооператива Симферопольского украинской общины.
В составе Совета Союза кооператоров должна быть представительство от украинской Рады Крыма.
Х
При основании Украинских Организаций в Крыму съезд единогласно принял приняти внимания устав общины Симферополя, посоветовав взять его за образец всем украинским Организациям в Крыму.
XI
Организация Центрального союза общин
Основание краевого органа украинского Орган. в Крыму, выделенном среды органа из пяти членов и одного кандидата, дать название ” Краевая Украинская Рада в Крыму” с центром в г. Симферополе, которая и ведет в жизнь все постановления съезда.
Открытие Краевой Украинской Рады в Крыму выбранном состав Краевой Рады в Крыму роспочать свою деятельность с 30 августа с / г в 3 часа дня ” (там же. – Арк. 43 н. – 44).
Первое заседание обеих делегаций об объединении состоялось 5 октября 1918 под председательством Председателя Совета Министров Украинской Державы Ф. Лизогуба с участием представителя Немецкого Командование принца Рейса.
Кроме Ф. Лизогуба, от Украины присутствовали военный министр Рогоза, министр иностранных дел Дорошенко, министр финансов Ржепецкий, министр торговли и промышленности Гутник, министр внутренних дел Кистяковский, заместитель министра иностранных дел Палтов и представитель морского министерства Черниловский – Сокол.
От Крымского Краевого Правительства были: министр юстиции Ахматович, министр народного просвещения Чарыков, министр путей сообщения Фриман и управляющий министерством поставки Домброве.
Произнеся поздравления от имени гетмана Павла Скоропадского, который выразил надежду на благополучное и быстрое завершение переговоров, Лизогуб попросил к слову руководителя крымской делегации. Сенатор Ахматович, поблагодарив за поздравления, вручил письменные полномочия на ведение переговоров от генерала Сулькевича и потребовал от украинской стороны представить такие же от нее. Не
удовлетворившись устным заявлением Лизогуба, что соответствующие полномочия гетманом предоставлены, Ахматович поставил требование о предъявлении их в письменном виде (Краткий отчет о деятельности делегация Крымского Правительства в Киеве с 28 сентября по 16 октября 1918 г. – Симферополь, 1918. – С. 10).
После разъяснений украинской делегации, ” по техническим причинам в данный момент предоставить копию журнальной постановления Совета Министров Украинского Государства не представляется возможным”, Лизогуб предложил обменяться мнениями относительно порядка и предмета переговоров (там же. – С. 11).
Что же касается заявления Ахматовича о круге полномочий украинской делегации – вести переговоры о присоединении или воссоединения Крыма с Украиной, то представители гетмана уверяли, что уполномоченные принимать все решения, которые возникнут в ходе переговоров.
Председатель Совета Министров Украинской Державы Лизогуб заверил присутствующих, что ” интересы Крыма и Украины для представителей украинской Правительства одинаково дороги. Если с переговоров выяснится, что Украине придется поступиться своими интересами, то она на такой шаг пойдет. Но в первую очередь должен быть решен вопрос об соединения Крыма с Украиной, что с точки зрения украинской Правительства является главной задачей и без него решение экономических вопросов невозможно ” (там же. – С. 15).
Далее состоялся такой обмен мнениями:
” Ахматович. Спасибо за выражение добрососедских отношений, но до получения полномочий Представителей Украины, просит заседание отложить до понедельника – пока же просит сообщить о взгляде Украинского Правительства на политическую судьбу Крыма, поскольку инициатива о переговорах шла со стороны Украины.
Лизогуб. Уверяет, что в понедельник копия журнальной постановления Совета Министров будет предоставлена представителям Крыму.
Палтов. Говорит, что инициатива переговоров шла со стороны Крыма. Граф Татищев сделал первую такое заявление, о чем остались следы в немецком Министерстве иностранных дел.
Ахматович. Говорит, что не знает о политических выступления графа Татищева, а полномочия графа Татищева ограничивались лишь выяснением экономических вопросов. Основой же переговоров А. М. Ахматович считает телеграмму, присланную генералу Сулькевич от имени Украинского Правительства.
Лизогуб. Говорит, что не считал нужным ознакомиться с полномочиями графа Татищева, но если граф прибыл в Германию как министр Крымского Краевого Правительства, считал его официальным представителем. И граф Татищев тогда говорил о возможности присоединения Крыма к Украине на автономных началах по образцу Финляндии и России.
Ахматович. Не сомневается в правоте сказанных слов, находит в данном случайные лучшее подтверждение необходимости обмена полномочиями. Находит возможным считаться только с данной ему инструкции и просит на следующее заседание предоставить предложения украинской Правительства, касающиеся формы соединения Крыма с Украиной ” (там же. – С. 15 – 16).
В дополнение в свое постановление от 18 сентября Совет Министров Украинского Государства уполномочила 8 октября 1918 вести переговоры с Крымом по соединения его с Украины Председателя Совета Министров Федора Лизогуба, министра иностранных дел Дмитрия Дорошенко, министра внутренних дел Игоря Кистяковского, министра финансов Антона рже – пецького, министра торговли и промышленности Сергея Гутника и военного министра генерального бунчужного Александра Рогоза с ” предоставлением им права на подписание актов и договоров по всем вопросам политического, финансового, экономического и административного характера” (ЦДАВОВУ: Ф. 1064. -оп. 1. – Спр. 7. – Арк. 10).
На втором заседании украинская сторона предоставила членам крымской делегации возможность ознакомиться со своими полномочиями, официально вручив их, после чего было объявлено проект Правительства Украинского Государства об условиях воссоединения Крыма с Украиной. В 19 пунктах предлагали такой вариант договора:
” 1. Крым соединяется с Украиной на правах автономного края под единой Верховной властью Его светлости Господина Гетмана.
2. Все подданные Украинского Государства в пределах Крыма и Крымского края в пределах Украины пользуются одинаковыми правами.
3. Все права международные и международных договоров, все управление армией и флотом принадлежит Господину Гетману и украинского Правительству, причем армия Крыму формируется по принципу территориальному и в мирное время должна находиться в пределах Крыма.
4. Крымский край имеет Краевой Правительство и Краевые народные Собрание, а также право местного законодательства в пределах компетенции краевого правительства.
5. Все местные Законы, одобренные краевыми народными Собранием, получают силу после утверждения их Господином Гетманом непосредственно. Им же утверждается назначения высших должностных лиц краевого правительства.
6. В области народного образования, религиозной, национальной, торговли и промышленности, земледелия и сельского хозяйства Крымский край является полностью самостоятельным и на него не распространяются общие законы Украинского Государства.
7. Все пути сообщения, за исключением железных дорог, а также использование природных сил края полностью принадлежащих ведению Краевого Правительства.
8. Краевой Правительство определяет и взимает все прямые налоги, за исключением подоходного, и назначает всякого рода местные сборы и повинности.
9. Окружные и мировые судебные учреждения и следственные власти находятся в ведении Краевого Правительства.
В Симферополе учреждается особая Крымская Судебная палата.
Верховной Кассационной, административной судебной инстанцией является Украинский Государственный Сенат.
10. Краевой Правительство свой самостоятельный бюджет.
11. Таможенную границу и единая таможенная система является общей со всей Украины.
В Крымском края устанавливается совместная с Украиной валюта единый Государственный Банк, общие касательные налоги и неокладных сборов, общие с Украиной правила для торгового флота, совместная эксплуатация железных дорог, почт и телеграфа.
12. На Крымский край распространяется действие всех гражданских и уголовных законов Украины, причем выемки из этих законов, вызываемые местными условиями, проводятся в законодательном порядковые через Краевые народные Собрание и утверждаются непосредственно Гетманом.
13. Все военные и торговые порты находятся в ведении Украинской Правительства, который несет все расходы по их содержанию.
14. Краевой Правительство право определения государственного языка, и в его полном ведении находятся все городские и земские самоуправления.
15. В ведении Краевого Правительства находятся все вопросы народного здоровья и вопросы организации труда.
16. В ведении Краевого Правительства находится все государственное имущество Крыма, за исключением удельного или принадлежащего отдельным ведомствам. Управление удельным имуществом присоединяется к существующему Управление уделами на Украине, а имущество, принадлежащее отдельным ведомствам, переходит в ведение надлежащих ведомств Украинского Государства.
17. Украинское Государство несет на себе все расходы по содержанию армии и флота, военных и коммерческих пор -тов, железных дорог, почт и телеграфа и всех учреждений, ведающих общими, а не исключительно местными вопросами.
18. При Министерствах иностранных дел, Военного и Финансов организуются особые отделы по крымских дел.
19. При Его превосходительства Господину Гетману вводится особый статс – секретарь по крымских дел с соответствующим секретариатом. Этот секретарь участвует с правом голоса в заседаниях Совета Министров по всем вопросам, которые затрагивают вопросы Крымского края.
Этот статс – секретарь назначается его светлость Господином Гетманом из числа трех кандидатов, предоставленных ему Крымским Краевым Правительством ” (Краткий отчет… – С. 71 – 73).
Имея от генерала Сулькевича две инструкции по ведению переговоров, крымская делегация, как было ей приказано, начала сначала торговаться за расширение прав полуострова после объединения его с Украиной. Именно из этих соображений она выдвинула заранее оговоренные свои контрпредложения. Их содержание было следующим:
” 1. Крым, опираясь на декларацию своего Краевого Правительства от 12 /25 июня 1918 года, предлагает установить с украинским государством федеративный союз.
2. Взаимоотношения участников этого союза в сферах политической, экономической, финансовой, судебной и административной определяются соответствующими соглашениями, основой которых должно служить братская согласованность внешней политики членов союза, причем члены союза, обладая каждый своей собственной верховной властью, пользуются в другом полной, в рамках упомянутых соглашений, самостоятельностью.
3. При современном положения дел трудно определить, кто именно, более Украина и Крым, может примкнуть к упомянутому союза. Безусловно, однако, что столицей союза должно быть Киев и сама жизнь укажет, какие из национально – территориальных частей Российской империи, самоопределились, и в каком порядке будут входить в состав указанного союза.
4. Во всяком случае на предстоящем всемирном конгрессе, который должен решить международное положение и окончательную судьбу не только одного Крыма, представителям каждого члена союза предстоит отстаивать совокупными политическими и экономическими силами общие интересы союза, а равно и специальные интересы его членов.
5. Для лучшего движения дел при Его Светлости светлейшего Господину Гетману является статс – секретарь по крымских дел с соответствующим секретариатом, назначаемый Крымским правительством и находится в постоянном общении с украинским Правительством.
6. Вчерашняя предложение украинских уполномоченных и нынешняя контрпредложение крымской делегации принадлежит передачи на обсуждение Крымского Народного Правительства.
Принимая во внимание, что, независимо от формы их политического соединения, Крым и Украина многочисленные, разнообразные, постоянно практически общие интересы. Делегация предлагает не откладывать таких, но начать обсуждение их в подкомиссиях совещания по специальностям, составленных из членов делегации, с привлечением к их труду, в случае необходимости, особенно знающих людей.
В подкомиссиях следовало бы выяснить уже сейчас следующие вопросы, скорее решение которых вызывается потребностями и интересами широких кругов населения и Украине:
1. О передаче Симферопольским окружным судом Екатеринославском и Херсонском окружным судам дел, возникших по Мелитопольском, Днепровском и Бердянском уездах. Проект правил, предусматривающих совместное согласование, при этом добавляется.
2. О маяках, лоции, гидрометеорологической службе и о Керчь- Еникальский морской канал. Краткая записка об этом прилагается.
3. О более точное определение сухопутных границ Крыма и Украины.
В связи с этим вопросом находится и другое – об отношении Таврического губернского земства в трех украинских уездов: Мелитопольского. Днепровского и Бердянского.
4. Наконец, в области снабжения есть ряд текущих вопросов, близко затрагивают потребности населения Крыма и Украины. По вопросам этих, имеющих специальный характер, казалось бы установить соглашением соответствующей комиссии ” (там же. – С. 73 – 74).
Крымская декларация, которая была ответом на украинском, как писало “Возрождение “, имела отчетливую тенденцию к ” единонедилимства “, в частности, в своем первом пункте: ” При нынешнем положении дел трудно обозначить, кто собственно, вне Крыма, может войти в федеративный союз… ” (Видродження. – 1918. – Ч. 158).
Однако такое заявление крымской делегации опровергли представители крымских татар и немцев – колонистов: ” Считая себя уполномоченными по принятию того или второго решения по третьему пункту, представители крымскотатарской и немецкой людности отвергают включения это-го пункта в контрпроект ” (там же).
Это расхождение мнений случайных представителей Крыма и его настоящих жителей, видевших в присоединении к Украине свою пользу, была характерным. Поэтому в Киеве не сомневались, что ” в духе присоединения вискажеться предпарлямент, раз он будет состоять из действительных постоянных жителей Крыма.
Оттяжки, следовательно решения крымского вопроса со стороны крымской делегации, – это ничего иное как саботаж. Эти люди еще чего-то ждут, на что-то считают, а прежде всего на то, что кто-то придет и построит им Россию, федеративное, разумеется, которую они после совместными силами и сделают ” неделимой “, ” унитарной” (там же).
На заседании делегаций, состоялось 9 октября 1918, было зачитано украинский декларацию, в которой излагались принципы крымской краевой конституции. Ею предполагалось, что к общим полномочий должны относиться: глава государства, войско, монетарная система и финансы, железнодорожный транспорт, почта, государственный сенат и зарубежное представительство (Видродження. – 1918. – 11 октября).
На заседании 10 октября крымская делегация не приняла указанных принципов краевой конституции, при этом сенатор Ахматович заявил главе украинской делегации: “Проект соединения, представлен вами, – есть проект порабощения ” (ЦДАВОВУ: Ф. 3766. – Оп. И. – Спр. 132. – Арк. 50 н.).
В ответ на это Лизогуб указал что ” существующий Правительство Крыма не имеет полномочий заключать договоры. Этим подрываются не только Ваши полномочия, но и полномочия Вашего Правительства и заявляет, что Украинский Правительство всегда рад видеть у себя полномочных представителей полномочного правительства ” (там же. – Арк. 50 н. – 51).
Наконец, на заседании 12 октября крымская делегация согласилась рассмотреть предложения гетманского правительства, но выпросила месяц срока на рассмотрение проекта Курултаем полуострова.
” Мы пошли на это, – вспоминал Д. К. – рошенко, – ибо определенные в благосклонной Починка дела (об этом втихомолку заявляли нам и делегаты от национальностей, приехавших в Киев). Между тем немцы согласились передать нам черноморскую флоте с Севастополем, и на нескольких торпедовцы и канонерской судах уперве замаяв украинский кармазинський флаг. Тем самым к нам переходила фактическая власть над Крымом “(Дорошенко Д. Мои воспоминания о недавнем прошлом. – С. 303).
Надо добавить, что живо обсуждал вопрос о присоединении Крыма к Украине съезд мукомолов Таврии, который открылся 16 октября 1918. При этом остро выражалось недовольство действиями своего правительства на переговорах в Киеве.
Тогда же местные предприниматели начали разрабатывать проект открытия в Крыму отделение Украинского банка (Видродження. – 1918. – Ч. 162).
А 18 октября 1918 рабочий съезд в Симферополе принял постановление о присоединении Крыма к Украине. Через три дня о такое же решение заявило многолюдное собрание украинской общины Севастополя (там же. – Ч. 164,165).
Идущие из низов объяснялся, прежде всего, все еще тяжелым экономическим положением Крыма, в частности недостаточным запасом продовольствия на зиму. Скажем, закуплены 100000 пудов картофеля для населения полуострова долгое время оставались невывезенными. Мало оставалось и хлеба. 23 октября в Симферополе был уменьшен норму выдачи хлеба в три четверти фунта (там же. – Ч. 168).
Получив новые инструкции, крымская делегация предприняла шаги к восстановлению украинской – крымских переговоров. Однако в дипломатических кругах украинской Государства дали понять: возобновление переговоров возможно лишь при условии решительного изменения позиций представителей Крыма (там же. – Ч. 162).
30 октября 1918 к управляющему МИД Украинского Государства Палтова прибыли новые члены крымской делегации – генерал Извеков и сенатор Никифоров, которые продолжили разговоры о взаимоотношениях Украины и Крыма.
В тот же день в МИД были приняты представители Российского общества владельцев пароходов Рабинович и Бурштейн по поводу урегулирования товарообмена между Украиной и Крымом. Им было обещано решения этой проблемы в ближайшие дни с прекращением таможенной войны (там же. – Ч. 173).
Но не только производственные и финансовые организации Крыма ставили вопрос об объединении с Украиной. 10 ноября 1918 совет профсоюзов Крыма обратилась к ” Уцентропрофу “: ” Приступая к созданию производственных союзов и объединений, ” КРЫМПРОФИ “, исходя из тесного экономического связи Крыма с Украиной, отсутствия в Крыму собственных экономических центров и слабости крымских профессиональных союзов, считает наиболее целесообразным объединение крымских профсоюзов с всеукраинскими центрами “.
Толчком к развитию таких событий послужило, конечно, и сообщение о том, что 6 ноября 1918 немецкое командование передало охрану всех без исключения кораблей Черноморского флота представителю морского министерства Украинского Государства адмиралу Клочковской (Крым (Симферополь). – 1918. – 9 ноября).
Поддерживало это и самих украинском. 11 ноября 1918 в Ялте собрались представители нашего этноса на полуострове и образовали Украинскую Краевой Совет в Крыму. Ее Уставом предусматривалось:
” Цель Совета:
1) Просвещение и повышение культуры и благосостояния украинского народа и вообще оборона прав украинского населения. Район деятельности -ной – Крымский полуостров.
2) Для постижения этой цели прислугують Раде вот те способы: издание всякого рода книг и иных издательств и распространения их в народе, уладжування публичных лекций, изложений, концертов, театральных представлений и т. д.; устне проучувание народа по всяким делам, уладжування национальных праздников, выставок, анкет; созыва съездов и конгрессов в рижних делам, закладки и удержування библиотек, музеев, читален и випозичалень; засновання и ведения рижних школ и курсов; преподавания и ведения бурс, захоронок, детских садов, вакацийних домов и иных благотворительных институтов; закладки ссудно – благотворительных касс и иных союзов и предприемств хозяйственных, материальная помощь слугам науки, литературы, просвещения, искусства и школьной молодежи и т. п.
3) Краева Украинская Рада в Крыму есть юридическое лицо, имеющее право приобретать и спродуваты движимое и недвижимое имущество, так же делать ссуды и всякие договоры, а также защищать свои интересы через уполномоченных Советом лиц во всех учреждениях, где в этом может оказаться потребность.
печать
4) Совет имеет свою печать с надписью: ” Краевая Украинская Рада в Крыму”.
Состав Совета и подчинения делами
5) Краева Украинский Совет состоит из представителей истнуючих украинских организаций в Крыму. Они выби – рают из среды малого Раду из пяти членов и двух кандидатов к ним.
Малый Совет руководит всеми делами Краевой Рады. Внимание: в члены Малой Рады и Ревизионной комиссии могут быть избраны и члены украинских организаций, которые не являются членами Краевой Рады.
6) Общее Собрание Краевой Совета созываются Малым Советом в случае необходимости, но не менее двух раз в год. Председателем Общее Собрание выбирают каждый раз одного из членов Краевой Рады.
7) Члены Малой Рады выбирают из своей среды Председателя Совета, Товарища ему, Казначея и Секретаря, инчи обязанности раскладывают по согласию между собой. Малый Совет выбирается на полгода.
8) Малый Совет созывается на совещания Председателем Совета или по заявлению на бумаге не менее трех членов Малой Рады.
9) Все дела решаются большинством голосов присутствующих. Когда голоса поделятся поровну, преимущество дает голос Председателя.
10) Совещания могут происходить в присутствии не менее трех членов Малой Рады, считая в том числе Председателя Совета или его заместителя.
11) подчинения деньгами Совета принимает на себя один из членов – казначей, и за сохранность сумм и имущества Рады отвечает вся Малая Рада.
12) Казначей принимает, хранит и тратит деньги Советы по постановлениям Малой Рады.
Все же суммы, поступающие на протяжении года, он кладет в банк на бегущую счет от Совета и оставляет в кассе Совета столько денег, сколько нужно на месячные расходы.
Внимание: отбирает деньги казначей с бегущей счета по чекам, которые должны быть подписаны Председателем или лицом, которое его замещает, и еще одним членом Малой Рады.
средства Рады
13) Средства Рады состоят: а) из ежегодных и разовых вкладок рижних украинских организаций: б) из жертв рижних особ и институтов в) с сумм добытых от благоустроенных Радой публичных лекций; чтений литературных вечеров, спектаклей и гуляний и г) по предметам на капиталы Краевой Рады и прибыли из его имущества.
Изменение Устава и отмены Совета
14) Изменения и приложения к настоящему Уставу могут делать только Общее Собрание Краевой Рады.
15) Краева Рада перестает истнуваты только постановления Общего собрания при участии не менее 2 /3 членов Краевой Рады.
16) Когда Совет перестанет истнуваты, то после задовольнення всех обязанностей, деньги и имущество, которое останется, передается из постановления ликвидационных сборов другие учреждении, имеющем такую же цель “(ЦДАВОВУ: Ф. 3696. – Оп. 3. – Спр. 50. – Арк. 5 – 6).
Но в то же время, пользуясь ухудшением дел у немцев и вполне возможным оставлением ими полуострова, сторонники ” единой и неделимой России ” вопреки достигнутым договоренностям в Киеве, тайно пошли другим путем: председатель губернской управы В. Оболенский созвал ее членов, на котором управа, как он пишет, “приняла на себя решение исключительной ответственности обратиться от Таврического земства в генерала Деникина с просьбой занять своими войсками Крым немедленно после выхода немцев ” (Оболенский В. Крым при немцах. – С. 25).
17 ноября 1918 гетман Украины получил телеграмму из Симферополя: “Сегодня вступило управление Крымом новое правительство запятая которое задачей выше всех стоящей Считает возрождение единой великой России” (ЦДАВОВУ: Ф. 3766. – Оп. 1. – Спр. 132. – Арк. 52).
Этим шагом, разумеется, все усилия гетмана Павла Скоропадского о присоединении Крыма к Украине, были сведены на нет. Однако его правительство не перестал интересоваться судьбой полуострова. Скажем, когда 2 декабря 1918 Председатель Совета Министров С. Гербель сообщил на заседании своего кабинета, Деникин назначил адмирала Канина командующим Черноморским флотом, представителю Добровольческой армии в Киеве генералу Ломновському было заявлено: ” Украинское правительство, которое взяло на себя все расходы на содержание Черноморского флота и потратил на него огромные суммы, считает, что в будущем Черноморский флот в оперативном отношении может быть подчинен командующему, назначенному объединенным командованием всеми вооруженными силами, действующими против большевиков, но во всех других отношениях Черноморский флот должен оставаться в подчинении морского министра украинского государства ” (ЦДАВОВУ: Ф. 1064. – Оп. 1. – Спр. 11. – Арк. 101).
Что касается позиции большевистской Москвы в период украинского – крымских переговоров, то она снова позволяла коммунистам Крыма быть под крылом ЦК КП (б) У. Так, 8 сентября 1918 на пленуме ЦК КП (б) У в Орле доповидалася заявление коммунистов Крыма о поддержке. Было поручено ” Одесском областном комитета объехать Крым, помочь собрать крымскую конференцию и представить всяческую помощь крымским товарищам, в том числе и деньгами. Тем, кто приедет, без проверки на месте денег не давать ” (ЦДАГОУ: Ф. И. – Оп. 1. – Спр. 9. – Арк. 13 н.).
Кстати, на II съезде КП (б) У, который состоялся в октябре 1918 года, делегат от Крыма Моршин, в частности, подчеркивал в своем выступлении: ” Мы получили от Одес. Обл. К – и 3000 г. И немного литературы. Это нам помогло ” (там же. – Спр. 5. – Арк. 20 н.).
На пленуме ЦК КП (б) У 23 октября 1918, когда зачитали заявление коммунистов Крыма об их “желание работать под руководством ЦК КП (б) У “, то было принято его удовлетворить. При этом подчеркивалось, что ” Крым в организационном отношении творит самостоятельную область” (там же. – Спр. 13. – Арк. 2).
Тогда же был решен вопрос о работе в Днепровском, Бердянском и Таврическом обсудить на следующем заседании с представителями Одесского областного комитета. А для организационных расходов крымским большевикам выделялось 50000 рублей (там же. – Арк. 2).
Таким образом, после II съезда КП (б) У Крымская парторганизация была включена в число областных организаций Украины (там же. – Ф. 1. – Оп. 53. – Спр. 5132. – Арк. 34).