Общий Совет (так называемый «Большой Круг», или большая Общевойсковая Рада, где собиралось все Запорожское Общество) олицетворяла собой всю полноту законодательной, административной и судебной власти и обеспечивала законотворчество, контроль деятельности и формирование внутренней и внешней политики Запорожской Сечи. Общая Рада собиралась ежегодно 1 января для отчета казацкой старшины перед обществом и избрания атамана-гетмана Войска Запорожского, сечевой и куренной старшины.
Бугогардівська паланка охватывала земли между реками Южный Буг и Ингулец, и ограничивалась с севера Днепром, а с юга – границей Крымского ханства. Паланковим центром был городок Гард-на-Буге. В паланке насчитывалось около 500 зимовщиков. Крупнейшими населенными пунктами паланки были военные слободы: Соколы, Ракитное, Балацьке, Мигия, Корабельное, Громоклія и другие.
Ингульская – находилась на Правобережье Днепра между верховьем Ингульца и Базавлука. Центром Ингульской паланки была слобода Каменка (Меловое), где в 1730-1734 годах действовала Каменская Сечь. Крупнейшими населенными пунктами паланки были военные слободы: Белые Колодцы, Давидов Брод, Голубое, Осокоровка, Терновка, Ракова и другие.
Кальміутська – располагалась между реками Волчьи Броды (Волчья) и Кальмиус и Азовским морем. Центром паланки была слобода Домаха (при устье р. Кальмиус). Наибольшее количество зимовщиков находилась по-над реками. Наиболее населенными были слободы: Яснувате, Макарово, Домаха.
Кодацкая – найзалюдненіша паланка, занимала территорию правобережного Надпорожья, где насчитывалось свыше тысячи зимовщиков. Паланковим центром было местечко Новый Кодак. Среди населенных пунктов выделялись Старый и Новый Кодаки, Половица, Никитино, Тарамське, Карнауховка, Тритузное, Романково, Бородаевка, Мишурин Рог, Лихівка, Томаковка и другие.
Орельская – размещалась между верховьями рек Орель и Самара. Центром паланки была военная слобода Козирщина. В пределах паланки находилось около тысячи зимовщиков женатых запорожцев и хуторов простолюдинов. Наиболее населенными были слободы: Чаплинская, Гупаловка, Прядівка, Калантаевка, Пушкаревке и Бабайкивка.
Прогноївська – охватывала местность так называемых Прогноїв – Прогноївських соляных озер на Кинбурнской косе. Формально Прогной находились на крымской территории, но контроль ханства над ними никогда не был полным. Прогноївські соляные озера издавна были местом хозяйственной деятельности запорожского казачества, правда эта деятельность имела сугубо сезонный характер.
Протовчанська – находилась между реками Орель и Протовча. Паланковое центр – военная слобода Личків. На территории паланки содержалось около тысячи зимовщиков и несколько больших казацких слобод.
Самарская – одна из самых густонаселенных паланок, располагалась между реками Самара и Волчьи Броды. Центром паланки был городок Самара, оно же Новоселица. Среди нескольких тысяч запорожских зимовников-хуторов отличалось немало крупных сел, в частности Свободное, Кочерыжки, Самара и другие.
Єланська паланка также подчинялась Низовом Войске Запорожском, охватывая земли на восток от реки Кальмиус – в водоразделах рек Сухой и Мокрый Єланчики и Миус, ограничены из петуха Азовским морем. Рыбные богатства акватории Азовского моря и его лиманов привлекали запорожских рыбаков с первых лет существования Запорожской Сечи. Однако после выделения «донцов» (донских казаков) в самостоятельное казачество начались споры за право владения этой территорией. В результате деятельности московской правительственной комиссии по рассмотрению взаимных претензий Войска Запорожского и Донского было принято решение в пользу «донцов», которые были более лояльны к Московии. Следовательно, уже в начале второй половины XVIII века. эти земли выпали из сферы влияния запорожцев, а Єланська паланка прекратила свое существование.
Организация управления в паланках и шалашах почти повторяла Сечь. Казаки каждого куреня выбирали себе куренного атамана и курінну старшину, а в паланках, населенных семейными казаками (так называемыми «гніздюками») и некозаками (крестьянами, ремесленниками, промышленниками соляных копей, и тому подобное), избирался паланковое полковник, возглавлявший паланковое киш и паланковой старшины (писарей и есаулов); кроме того каждое отдельное поселение сечевых подданных (некозаків) выбирало атамана своей общины сроком на три года. Судопроизводство на Вольностях, то есть в паланках, выполняла паланковая старшина, в которую входили заместители (подписари и підосавулії), которые предназначались Сечью.
Основой социальной организации на Сечи был шалаш. Каждый курень – это вполне самостоятельная экономическая единица, своей социальной организации повторяла Сечь. Казаки каждого куреня выбирали себе куренного атамана и курінну старшину, которая обеспечивала военное и хозяйственное существование курения. Доходы с промыслов шалаша не принадлежали Кошеві, а были общей собственностью казаков отдельного куреня и держались в курінній казны. Ежегодно Киш перераспределял жребию между куренями земли в Вольностях Запорожских для промысла – рыбные водоемы, пастбища и сенокосы. Причем Кош независимо от куреней удерживал общевойсковые табуны лошадей, стада скота, отары овец и торговал ими с соседями – Польшей, Гетманщиной и Московией и другими. Кроме того Киш сосредоточивал жизнеобеспечивающие кустарные промыслы – производство военного снаряжения, повозок, лодок, одежды, обуви и осуществлял строительные и фортификационные работы (штихарство).
“В Сечи каждый имел право на питание и убежище. Запорожец, как член куренного общества, получал не меньше и не больше того, что необходимо для существования. Кроме жалованья, шалаш давал казаку одежда, военное снаряжение, общее жилье и питание. С куренной казне в меру потребности оплачувалось лечение, погашались долги. По сути, сечевые порядки воплощали идеал братской жизни. В этом отношении Сич находится в ряду тех обществ, которые признавали безусловное право всех людей на гарантированное существование независимо от их экономической роли и социального статуса. По критерию обеспечения интересов всех пришельцев Сич на фоне окружающего мира было справедливым, привлекательным обществом. Нуждаясь лишь граждан определенной закалки, запорожская государство существовало для них и через них… Что же касается имущественного неравенства, то разделение общества по богатству имел только экономический, но не юридический характер. Разницы в общественных правах и обязанностях между дуками и нетягами не было” (с УФ.42,48). Правда существовала некоторая разница между нежонатими и в холостяках казаками («гніздюками»): кто принимал брак терял право жить в Сечи и право избрания в сечевую старшину. Женатые казаки отбывали сторожевую и походную службу наравне с сечевиками, но не допускались к гарнизонной (залоговой); к тому же, служили они за собственный счет, без жалованья.Правда существовала некоторая разница между нежонатими и в холостяках казаками («гніздюками»): кто принимал брак терял право жить в Сечи и быть избранным в сечевую старшину. Женатые казаки отбывали сторожевую и походную службу наравне с сечевиками, но не допускались к гарнизонной (залоговой); к тому же, служили они за собственный счет, без жалованья.
Основным источником прибыли запорожцев, как в Сечи, так и на Вольностях, было рыболовство. Ловили неводами в реках и лиманах. Особо ценилась красная рыба – осетр, белуга, севрюга. Рыбу и икру (свежую или соленую в бочках) казаки вывозили сами или продавали через скупщиков даже в Польшу и Германию. “В середине Хviiiвв. большой осетр шел по 60-80 копеек за штуку, а икорный – по рублю 20 копеек, тогда как овца стоила рубль” (с УФ.84). Скотоводство также приносило прибыли сечевикам; по расчетам исследователей, на запорожских землях скотоводство приносило в пять раз больший доход, чем земледелие. Кроме того, был распространен медовый промысел – бортничество и пчеловодство; не последнее место занимала охота на пушных зверей. Хозяйственная деятельность запорожцев носила признаки коллективного труда, полученная прибыль приобщался к общевойскового сокровища Сечи или отдельного куреня.
По численности куреней Запорожской Сечи, к сожалению, сегодня ни один из исследователей украинского казачества не объяснил их традиционную количество, ссылаясь лишь на «давніть традиции». Поэтому следует отметить, что традиционное деление Запорожской Сечи на 38 куреней свидетельствует бывший территориальное деление Украины-Руси на 38 областей (тогдашние княжества). С течением времени прежние границы Средневековой Руси претерпели существенного уменьшения «стараниями» соседних государств, оставив по себе лишь память в количестве сечевых куреней, ведь запорожцы, по их собственным словам, «старины не двигали». Примечательно, что современное деление Украины на 24 области соответствует по своей численности военно-административному делению Гетманщины.
Рассматривая эпоху украинского казачества с позиции современности, обычно путают казацкое самоуправления Запорожской Сечи и Гетманщины. Эта путаница спричинилась за то, что Гетманщина, образовавшись в ходе освободительной войны 1648-1654 лет, позаимствовала основные принципы казачьего самоуправления Запорожской Сечи, хотя и привнесла некоторые отличия. Управление на Гетманщине отличалось тем, что оно проводилось с существенным отклонение от истинной казацкой демократии, в частности в избрании гетмана, который избирался не Общей казацкой Советом, а советом старшин реестрового казачества, которая состояла исключительно из родовитых шляхтичей и выбирала гетмана исключительно среди своих, – кто имел ранговые привилегии и владел «ранговыми имениями». “Гетман избирался на неопределенные сроки генеральным советом из верхушки старшины по согласованию и с последующим утверждением царским правительством Московии” (МЛ сек.172). Следовательно, нарушался принцип народовластия, на котором держалась Запорожская Сечь, где в гетманы мог быть избран любой способен казак, независимо от своего имущественного положения.