В тогдашней Европе было немало сторонников осуществления радикальных изменений в существующих порядках и построения нового общества. Именно среди европейских радикалов получили распространение идеи социализма. Хотя термин «социализм» впервые ввел во второй половине XIX в. французский мыслитель Пьер Леру (1797-1871), представление о социально справедливом устройстве достигают давних мифов о «золотом веке» человечества, развиваются в различных религиях, а затем в идеях утопического социализма. В период развертывания промышленной революции в европейских странах утопический социализм становился отражением неприятия ее негативных проявлений: социальной незащищенности и жестокого эксплуатации наемных рабочих, жесткой конкуренции и т.д.. Этим и другим явлениям социалисты – утописты противопоставляли свое видение идеального общества.
Английский утопист Роберт Оуэн (1771 – 1858) пришел к выводу, что основным источником социальных проблем является рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции и частной собственности на средства производства. Он выдвинул идею создания общества, где рабочие будут объединены в самоуправляющиеся общества, не будет существовать частной собственности. Для того чтобы получить необходимое, члены одних обществ обмениваться с другими обществами непосредственно, избегая рынке. Постепенно такие общества охватят всю планету, и наступит «земной рай, в котором неизменно царить мир и счастье».
Французский утопист Анри Сен-Симон (1760-1825) был сторонником создания «новой промышленной системы», при которой будет обеспечено процветание всех граждан. По его мнению, в новом обществе необходимо было ввести всеобщее обязательное труд, плановую организацию производства, принцип получения должностей по способностям. Частная собственность при этом сохраняется. Обязанность государства – управлять экономикой и устранять социальные противоречия исключительно мирным путем.
Французский утопист Шарль Фурье (1772-1827) считал необходимым ликвидировать частную собственность не только на средства производства, но и на жилье и предметы личного пользования. Он разработал проект нового «общества гармонии», где смогут развиться способности человека. Новое общество должно состоять из поселений – «фаланг», в которых люди будут заниматься промышленным и сельскохозяйственным производством. Каждый житель «фаланги» заниматься только той работой, которая ему нравится. Вместе они будут производить все необходимое, и делить поровну. «Фаланги» обмениваться продуктами, а торговля, которую он считал главным источником зла, исчезнет. Сформироваться новое общество мало благодаря пропаганде социалистических идей.
Французский утопист Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) выдвинул идею мирного переустройства общества путем реформы системы кредитования.
Он предлагал создать «Народный банк», который будет выдавать бесплатные кредиты для организации обмена на справедливых началах продуктами труда между мелкими товаропроизводителями. При таких условиях,
считал Прудон, государство как источник социальной несправедливости станет ненужной. Мелкую частную собственность он рассматривал как необходимое звено производства, а крупную собственность объявил кражей. П. Ж. Прудона считают основателем европейского анархизма.