Со смягчением внутреннего режима была провозглашена амнистия и членам Кирилло- Мефодиевского общества. В 1857 г. вернулся из ссылки Тарас Шевченко. Украинское национальное движение сразу воспользовался либерализации политической жизни. Центром политической жизни стал Петербург, куда съехалась большинство братьев. Здесь 1859 было образовано первое украинское общество – культурно – образовательную организацию, которая ставила своей целью распространение национальной идеи путем издания книг, журналов, проведение вечеров и т.п.. В 1861-1862 гг в Петербурге выходил литературно -научный месячник “Основа”, издававшегося Пантелеймон Кулиш с участием Николая Костомарова и Тараса Шевченко. В 1861 г. в Киеве возникла своя община из числа студентов Киевского университета и местной интеллигенции. Одним из основных направлений деятельности Киевского общества была организация воскресных школ для взрослого населения. Постепенно сеть общин и воскресных школ охватила все крупные города Приднепровской Украине. В Чернигове известный украинский баснописец Леонид Глебов издавал газету “Черниговский листок”.
К деятельности общин российский режим относился поначалу толерантно, считая, что их деятельность имеет исключительно культурно -просветительной характер. Отношение к украинскому движению изменилось после польского восстания 1863 г. Восстание охватило и Правобережную Украину, но совсем не нашло отклика среди украинского крестьянства и интеллигенции. Напротив, повстанцы часто встречались с враждебным отношением со стороны местного населения. Тем не менее под влиянием восстания царское правительство начинает трактовать украинское движение (” южнорусский сепаратизм “) как польскую интригу. Было организовано постоянное травля украинского движения со стороны официальной прессы (прежде всего – ” Русского вестника ” Каткова), разгромлено Полтавскую и Черниговскую общины, проведены аресты в Киеве и Харькове, прекращено издание ” Черниговского листка ” и закрыты все воскресные школы. Отдельные украинские интеллигенты из числа арестованных (Павел Чубинский и Александр Конинський) после суда и следствия были сосланы в северные губернии России.
Российское правительство продемонстрировал свою политическую дальновидность, поскольку развитие массового украинского движения составлял серьезную угрозу для территориальной целостности империи.
После Валуевского указа в национальном возрождении насталии перерыв, который длился вплоть до начала 70- х годов XIX в. Значительная часть молодой украинской интеллигенции (Дебагорий – Мокриевич, Стефанович, Кибальчич, Кравчинский, Желябьев) вступала в русские революционные организации. Ее привлекала революционная идеология российского народничестве, по сравнению с которым украинское движение выдавался слишком скудным, аполитичным и культурничества ограниченным. Народническое ” хождение в народ ” 70 – х годов коснулось и Украины. Большую огласку получила Чигиринская дело (1877), во время которой российский народник Я. Стефанович под вымышленным именем Дмитрия Найди выдавал себя за царского комиссара и подстрекал крестьян к восстанию против помещиков. После раскрытия заговора были арестованы около 1000 человек.
Исключительно большую роль в тех событиях сыграли потомки бывшей казацкой старшины с Левобережной Украины (среди других фамилий стоит назвать хотя бы Софьи Перовской, которая происходила из гетманского рода Разумовских). Участие потомков казацкой старшины в российском революционном движении было одной из сторон русификации старой украинской элиты. В конце XIX в. едва четверть наследственного дворянства Украины (56,8 тыс. человек вместе с членами семей) признавала украинский язык родным. Но в национальном движении приняло участие разве что несколько деятелей и то прежде всего в роли меценатов. Абсолютное большинство бывшей казацкой старшины прочно интегрировалась в имперскую систему. их же потомки, перейдя через характерный для русского общества 60 – х годов конфликт “отцов ” и ” сыновей”, массово пополняли ряды российского революционного движения.
Во второй половине XIX в. украинское национальное движение потерпел важного изменения, перейдя от ” дворянского ” до ” народнического ” этапа. Этот процесс был заметен уже в деятельности Кирилло- Мефодиевского братства, но в полную силу развернулось лишь в пореформенные десятилетия. Организаторами и идеологами украинского движения стали ” разночинцы ” – студенты и профессора университетов, учащиеся средних школ и их преподаватели, редакторы, журналисты, писатели, актеры и представители свободных профессий (юристы и врачи). “Национальная измена” старой украинской элиты вызвала своеобразную реакцию нового поколения украинских активистов. Осуждая факт измены, оно поднимало его положительную роль в освещении демократического характера украинской нации, которая состояла только из народа – украинского крестьянства. Борьба крестьян за землю была одновременно борьбой за национальное освобождение. Она была направлена против польских и русских помещиков и обрусевших и ополяченных украинских дворян. Национальные враги были одновременно врагами социальными. Это будило надежду на переход крестьянства под знамена национального движения.
Пренебрежение помещичьего класса была настолько сильной, что заставила нескольких украинских деятелей отречься принадлежности к нему. К их числу принадлежал один из лидеров киевской общины Владимир Антонович, вокруг которого собралась небольшая группа ” хлопоманов ” – выходцев из сполячених помещичьих семей, которые во время январского восстания 1863 г. порвали со своим аристократическим миром и зидентификувалы себя с простонародьем. Они перешли с римско – католической веры в православную и сознательно придерживались народных обычаев. Членом этой группы был Фаддей Рыльский – отец известного украинского поэта Максима Рыльского.
Отождествление украинского дела с социальными интересами украинского крестьянства способствовало чрезвычайной популярности в среде национальных деятелей социалистических идей. Официальная российская пресса обвиняла членов Киевского общества в том, что они носят в одном кармане писания ” отца Тараса ” (Шевченко), а в другой – ” Капитал” Маркса. Один из громадовцев, Николай Зибер, стал первым в России популяризатором экономической теории марксизма. Другой член Киевского общества, Сергей Подолинский, использовал основные положения этой теории для аргументации своих собственных взглядов на развитие природы, общества и промышленного производства в Украине.
Последовательно выражения курс на сочетание социализма с национальным делом нашел в политической мысли другого лидера Киевской общины Михаила Драгоманова. Ему принадлежала известная формула, что ” по обстоятельствам Украины, здесь плохий то украинским, не стал радикалом, и плохий то радикал, не стал украинским “. По своим взглядам Драгоманов был далек от ортодоксального марксизма, не признавая приоритета экономического фактора развития общества, равно как и диктатуры одной партии или одного класса. В своей деятельности он развивал положения европейского анархического социализма, который в центр внимания ставил свободу личности. Реализовать этот идеал, по мнению Драгоманова, можно широким внедрением федеративных и самоуправляемых принципов на всех уровнях функционирования общества – от сельской общины до государственного управления. Идеалом Драгоманова была политическая организация, близкая к государственному строю Англии и Швейцарии. Его позиция отличалась от взглядов русских народников: он отвергал их идеализацию русской общины и террористическую тактику. Революционном нигилизма народников он противопоставил другую формулу, которая стала моральным императивом для следующих поколений украинских деятелей: “Чистая дело требует чистых рук”. Украинский социализм в драгомановской версии имел общечеловеческий, нравственный характер и стал главной идеологией украинского движения во второй половине XIX – начале XX в.
Киевской общине удалось активизировать свою деятельность в начале 70- х годов. Она выступала с инициативой образования в Киеве 1873 Юго-Западного имперского географического общества. Под эгидой общества были подготовлены и изданы ” Исторические песни украинского народа” Владимира Антоновича и Михаила Драгоманова (1874-1875), сборник сказок Драгоманова, чумацких песен Рудченко, труд Чубинского по этнографии Правобережной Украины, проведено однодневная перепись населения г. Киева. Наибольшую огласку получил археологический съезд в Киеве (1874), во время которого члены Киевского общества удивили ученый европейский мир основательностью и масштабам своей научной деятельности. Ослабление цензуры способствовало выходу целой серии украинских популярных книг. Киевская община приобрела газету “Киевский телеграф “, которая на короткое время стала органом украинской мысли.
В 1873 г. Киевская община выступила со своей политической программой, основным положением которой было требование федеративного устройства России с предоставлением широкой автономии Украины. В своих общественных взглядах община стояла на достаточно радикальных позициях. Еще радикальнее в этом отношении была Одесская община. Как и киевские, так и одесские граждане поддерживали связи с русским революционным движением.
Активизацию деятельности Киевского общества царское правительство воспринял как новое проявление украинского сепаратизма. В конце 1874 из Киева в Петербург был направлен меморандум, который сообщал, что украинским хотят ” свободной Украины в форме республики с гетманом во главе ». Его автором, вероятно, был помощник куратора киевской школьной округа, полтавский помещик Михаил Юзефович. Меморандум требовал закрытия Юго-Западного имперского географического общества. В августе 1875 по приказу Александра II была создана специальная комиссия в составе министров внутренних дел и народного просвещения, обер -прокурора Синода, начальника жандармерии и Михаила Юзефовича. На нее возлагалась задача ” выработки средств борьбы с украинофильской деятельностью”. Комиссия пришла к выводу, что ” допустить отдельную литературу на простонародного украинского наречии значило бы положить прочную основу для убеждения в возможности отделения, хотя бы и в далекой вдаль, Украина от России”. По рекомендации комиссии были закрыты киевский филиал географического общества, прекращено издание ” Киевского телеграфа ” и приняты репрессии против отдельных украинских деятелей. Венцом антиукраинских акций стал изданный Александром II 18 мая 1876 Эмский указ, запрещающий не только печатание украинских книг в Российской империи, но и ввоз их из-за границы.
Украинскому движению нанесен тяжелый удар. Были сведены на нет возможности его легальной деятельности. Ведущие деятели Киевской громады (Михаил Драгоманов, Федор Вовк, Николай Зибер, Сергей Подолинский) выехали в эмиграцию. По поручению киевских товарищей Михаил Драгоманов в 1878-1882 гг издавал в Женеве журнал “Громада”. В ” Слове к Громады” (1878) он изложил развернутую политическую программу украинского движения – ” жить согласно наших собственных желаний на нашей собственной земле “. В соответствии с этим Драгоманов выдвигал программу федерализации Российской и Австро – Венгерской империй, что обеспечило бы украинским землям автономные права.
Осуществление драгомановской программы было возможно лишь в условиях дальнейшей либерализации российского режима. Драгоманов пытался обратить внимание российских либералов важность национального вопроса для внутренней перестройки Российской империи. Но в начале 80- х годов после короткого периода либерализации наступило время реакции. В марте 1881 русские народники после ряда неудачных покушений убили Александра II. Царское правительство ответило репрессиями. В этих условиях большинство членов Киевской громады, отчаявшись в политических перспективах украинского движения, решили свести свою деятельность к научно – культурной работы. Взгляды громадовцев точно передают слова одного из их лидеров – Павла Житецкого. Когда молодые украинские студенты обратились к нему с вопросом ” что делать ? “, Услышали ответ: ” Если хотите работать для украинского народа, становитесь первостепенными учеными и пишите ваши труды по – украинскому. Тогда поневоле и чужие изучать украинский язык, чтобы знакомиться с вашими трудами. А теперь самое полезное для украинской идеи – это украинский театр “.
80- е годы XIX в. вошли в историю национального возрождения на восточноукраинских землях как “мертвые годы”. Основные его достижения ограничивались культурной и научной отраслями. В 1882 г. в Киеве начал издаваться русскоязычный журнал ” Киевская старина “, в котором печатались украиноведческие материалы (выходил до 1907 г.). Киевская община активно собирала и обрабатывала словари и хрестоматии, позже ‘ завершив эту работу словарем украинского языка под редакцией Бориса Гринченко и Михаила Комара (Уманця). Самым ярким событием национальной жизни 1880- х годов стала деятельность украинского театра. В 1881 г. министр внутренних дел граф Лорис – Меликов отменил запрет украинских спектаклей, хотя и с большим количеством ограничений. Условием деятельности украинских театральных трупп было то, что их репертуар не будет включать произведения из жизни интеллигенции и переводных пьес. Украинские трупы были обязаны рядом с украинским спектаклем выставлять еще и русский с такого же количества актеров. В 1883 г. им было запрещено ставить спектакли в Киевской, Волынской и Подольской губерниях. Стремясь иметь больше публики, украинские актеры вынуждены были класть особый упор на танцы, пение, комично грубые сцены и т.д. – то есть сознательно снижать художественный уровень. Вместе с тем ” гопачные ” элементы сделали украинский театр очень модным в России. Украинские представления неизменно собирали много публики. Театральные труппы множились, как грибы после дождя.
Театр сыграл огромную роль в деле национального пробуждения, особенно украинского, проживавших вне Украины. Как метко отмечал Леон Василианский, ” Украинская сцена в известной степени заменяла публицистику, отсутствие которой так сильно ощущалось среди украинской “. Наибольшей славы получил театр, создан Марком Кропивницким. В его составе были блестящие актеры: Мария Заньковецкая, Иван Карпенко – Карий (Тобилевич), М. Садовский, Афанасий Саксаганский. Многие писатели и общественные деятели младшего поколения начали интересоваться украинским делом под влиянием театра. 80 -е годы стали десятилетием появления новых талантливых сил в украинской литературе – поэтов Бориса Гринченко, Василия Самойленко, Леси Украинский, писателя Михаила Коцюбинского и др..
Украинское движение в конце 80- х годов был слабым и малочисленным из-за постоянных репрессии и уход значительного числа национальных сил в русские революционные общества. Несоответствие школьной системы потребностям массового образования и запрет обучения на украинском языке были причиной высокого уровня неграмотности среди украинских крестьян. В 1897 г. лишь каждый седьмой украинской мог читать. Неграмотность препятствовала украинским интеллигентам добиться словом к крестьянству, даже тех скромных возможностей, которые позволял закон. Кроме того, украинские крестьяне очень ограниченные ресурсы, чтобы предоставлять национальному движению помощь деньгами или материалами.
Но потенциальные возможности украинского движения были немалыми. Об этом лучше всего свидетельствует перенос его основных идей на галицкий грунт, где в условиях конституционного режима он достиг заметных успехов.