Необходимо проследить ход политических событий, связанных с борьбой Польши и Литвы за Галицко – Волынское княжество. В 1386 г. Галиция окончательно присоединяется в состав Польского королевства, а большинство территории Волыни вошла в состав Литовского государства. В результате этой победоносной битвы на Синих Водах с татарами ( 1362 ) великий литовский князь Ольгерд овладел Киевщиной, Подольем и Переяславщиной, несколько позже под властью Литвы оказалась огромная часть Чернигово – Северской земли. Следует обратить внимание на роль Кревской унии ( 1385 ), которая положила начало социально – культурной и политической влиятельные Польши на Литву. Коронувавшись польской короной, литовский великий князь Ягайло обязался сделать католичество государственной религией в Литве, присоединить ее к Польше, а вместе с ней и украинские и белорусские земли. Однако благодаря деятельности Витовта, поддержанного украинским и белорусскими феодалами, Великое княжество Литовское сохранилось как независимый государственный организм и просуществовало до 1569 г. Необходимо иметь в виду, что общественно – политический строй украинских и белорусских земель длительное время хранил в основном свой предыдущий содержание. Князья из династии Гедиминовичив только изменили бывших Рюриковичей и признали власть над собой великого князя литовского. Именно этим объяснялось сравнительно легкое утверждение власти Литвы в Украине. Для украинского литовское господство было гораздо меньшим злом, чем тяжелое золотоордынское иго. К этому следует добавить, что литовцы очень быстро попадали под влияние более культурной Руси, которая способствовала развитию и могущества Литовского княжества. Однако великокняжеская власть, проводя курс на создание централизованного государства, стремилась не допустить укрепления новых местных династий на отдельных украинских землях и лишить их местной поддержки. Эти попытки вызвали недовольство украинских феодалов, которое усугублялось также неуклонным ростом общественных и политических привилегий католиков.. В этой ситуации Польша стремилась отторгнуть волынские и подольские земли, а украинская партия – обеспечить доминирующее положение украинской знати в литовские государстве.
Особое внимание следует обратить на восстановление удельных княжеств Киевского ( 1440 ) и Волынского ( 1445 ). При этом Киевское княжество охватывало не только Киевскую землю, но и Брацлавщину и Переяславщину, фактически было восстановлением украинской государственности на очень короткое время ( до 1470 г.). В дальнейшей борьбе украинских феодалов против литовского централизма и преимущества польских влияний довольно заметную роль сыграли выступления князей Федора Бельского, Михаила Олельковича, Ивана Гольшанского ( 1480 ), а также восстание Михаила Глинского ( 1508 ). Не смотря на это восставшим не удалось поднять широкие слои населения, в том числе большинство магнатов и православной шляхты, которые в целом слились в в политико – административную систему Литовского государства, укрепили в ней свои позиции и не желали реставрации удельно – княжеского строя.
Знакомясь с основными аспектами социально – экономического развития, следует обратить внимание на развитие феодального землевладения и усиление закрепощения крестьянства. При этом необхiднаопростежиты формирования фильварковой системы благородного хозяйства, связанной с усилением товарно -денежных отношений. Важнейшим состоянию был благородное состояние, самых влиятельных место в котором занимали несколько десятков магнатских родов – крупных феодалов, которые были потомками Рюриковичей или Гедиминовичей. Среди них князья Острожские, Сангушки, Збаражские, Вишневецкие, Заславские, Чарторыйские, Четвертински, которые занимали высокие должности в Литовском государстве, однако оказались вне ее наиболее влиятельным органом – «паны рада» в результате усиления литовско – католической партии. С ростом городов их жители сформировались в отдельное сословие – мещанство, которое добилось введения Магдебургского права ( городского самоуправления). Его получили Львов ( 1356), Луцк ( 1432 ), Каменец – Подольский ( 1374 ), Киев ( 1497 ) и др..
Усиление феодально – крепостнического гнета, который переплетался с различными формами национальных и религiйних притеснений, вызвало сопротивление укрaинського населения. Распространенной формой крестьянско – плебейского протеста против феодальных порядков стали побеги на малозаселенных окраины Подолья и Киевщины. Утверждаясь на новых местах с помощью плуга и сабли, эти беглецы считали себя свободными людьми и стали называться казаками, что означало на тюркском языке – свободный человек. Появление казаков в плодородных южных степях сопровождалась их интенсивной хозяйственной деятельностью, способствовала развитию прежде земледелия, а также скотоводства, образованием казацких слобод и хуторов. Казацкая колонизация вызвала освоения огромных южных пространств, стало одним из важных источников могущества польского государства в будущем.
Казаки сумели создать оригинальную социальную организацию, которая всем своим содержанием была направлена против феодальных порядков. Все без исключения члены казацкой общины, которая была одновременно организацией военной и самоуправляющейся, имели равные права на пользование землей, участие в казацком совете, выборах старшины т.п.. Казачество убедительно демонстрировало украинскому крестьянству возможность организации социальной и экономической жизни без феодала и тем самым осуществляло сильный революционизирующее влияние на крепостной крестьянство. Это сделало казачество детонатором глубоких социальных движений против феодальной системы, расшатывали весь государственный организм феодальной Польши.
На военную организацiю казачества повлияло то обстоятельство, что оно оказалось фактически наедине с турецко – татарскими завоевателями, которые осуществляли непрерывные набеги на Украину. Чрезвычайно важное значение в борьбе украинского народа за свою государственность мало образования Запорожской Сечи. Именно здесь были основаны зародыши того государственного организма, который нашел свое дальнейшее развитие в период Хмельницкой. Казачество полно отражало стремление украинского народа к свободе, независимого государственной жизни и было выразителем его общенациональных интересов.