Приступая к изучению темы, необходимо иметь в виду, что наличие политической автономии на Левобережной Украине (Гетманщине) обеспечила дальнейшее развитие украинской культуры, несмотря на последовательное усиление деспотичного режима российского самодержавия, которое истощало экономические и духовные силы украинского народа. После ликвидации казачества на Правобережье и превращение его в полуразрушенную провинцию Польши, упадка культурно – национального движения в Галичине и на Волыни, Гетманщина на небольшом продержавстве украинской земли сумела создать культурные ценности, которые на долгие годы обеспечили самобытность духовного развития украинского народа.
Следует отметить, что важнейшим культурным центром в это время оставался Киев. Здесь на рубеже ХVII и ХVIII в. достигла своего наивысшего развития Киево – Могилянская академия, которая долгое время была единственным высшим учебным заведением не только для Украины, но и для всей Восточной Европы. Ее воспитанники были носителями науки и образования в России, Белоруссии, Сербии, Венгрии, Болгарии, Молдавии.
Центральной дисциплиной, как и в западноевропейских университетах, была философия, которая имела свою традицию со времени основания Братской школы (1615) и стала одной из самых ярких державиц развития науки в Украине XVIII века. Глубокое осмысление украинской философами получили произведения античных философии, Декарта, Спинозы, Бэкона. После философских произведений Яворский, П.Прокоповича, Ю.Кониського высшим достижением философской мысли было творчество Григория Сковороды (1722-1794), которому суждено было сыграть в украинском культурном процессе ту роль, что у французов сыграли Декарт и Паскаль, у англичан – Бэкон и Юм, у немцев – Лейбниц и Кант. В то время как во второй половине XVIII в. в украинском обществе под давлением российского самодержавия усиливались конформистские настроения, отказ отстаивать свой самобытное развитие и вследствие этого деморализация, погоня за чинами и материальными благами Сковорода провозглашал пылкое слово против «плоти», в оборону добра, всего высшего и духовного. Центральным вопросом его философии была проблема человека, его счастье, поисков путей к нему. 3 философии Сковороды следовали его этические и общественно – политических взглядов, которые принимали форму протеста против социального неравенства, эксплуатации, необразованности и темноты.
Студентам следует обратить внимание на разнообразие литературного творчества, которая, с одной стороны, опиралась на традиции ХVII в., А с другой – освобождалась от церковно – религиозного содержания, приобретала светский характер. Яркой державицей украинской литературы этого периода была драма (известная драма Ф.Прокоповича «Владимир», посвященная Мазепе). Ее теория была произведена в стенах Киево – Могилянской академии и основана на творчестве Эсхила, Аристотеля, Плавта, Теренция и др..
Важное место в литературном процессе занимала поэтическое творчество с широким разнообразием жанров – стихи религиозно – моралистические, панегирические, исторические, лирические, юмористически – сатирические и др.. Все последовательно утверждается светская лирика, представителями которой выступают поэты Климовского, Р.Корецький, В.Пашковський, И.Бачинський, О.Подальський, Танский и др..
Традицию украинской исторической литературы XVII в. продолжили летописи Г.Граб ‘янки и С.Величка. Появляются первые попытки систематического изложения истории Украины в трудах П.Симовського, В.Рубана, О.Ригельмана. В многожанровом украинской прозе XVIII в. студентам следует обратить внимание на дневники М.Ханенко (1691-1760) и Я.Марковича (1696-1770), в которых записано разнообразные факты государственно – политической и экономической жизни Гетманщины, «Державствование» Василия Григоровича- Барского, который фактически положил начало украинской научные студии в области географии, археологии, этнографии, истории церкви и т.д..
Постоянная борьба с различными проявлениями деспотизма, шла в Украине, формировала в сознании передовой украинской общественности идеи утверждения такой политической системы, которая бы обеспечивала свободный казацкий строй, права различных состояний, суверенность свободной и соборной Украины. Эти концепции нашли свое воплощение в написанной в эмиграции гетманом Орлика «ДЕДУКЦИЯ прав Украины» – ярком документе украинской политической мысли начала XVIII в. В ней провозглашался приоритет общественных интересов, демократизма и свободы, борьбы с насилием. Эти идеи нашли свое продолжение в творчестве В. Капниста, требованиях украинских делегатов в «Комиссии по составлению уложения» Екатерины II, патриотическом настроении «Истории Русов», дали основания большом Вольтеру отметить – «Украина всегда хотела быть свободной».
Следует однако отметить, что большинство гетманов XVIII в. не сумела наладить тесного сотрудничества с украинской духовной элитой и скрепить с ее помощью казацкой государственности соответствующей идеологией. Огромный потенциал украинской интеллигенции, призванной в разные периоды царским правительством в культурно – просветительской деятельности в России, в значительной степени оказался потерянным для Украины. С началом реформ Петра I выходцы из Украины заняли большинство епископских кафедр в империи, отличились как проповедники, ученые, общественные деятели. Отток украинской молодежи к культурным центрамимперии усилился с постепенной потерей Киево – Могилянской академией светского характера. Царское правительство упорно отвергал все проекты основания университета в Украине, искусственно консервируя церковно – схоластический характер образования в Гетманщине, тогда как в России утверждалась светская школа. Украинская молодежь в этой ситуации, следуя давней традиции, продолжали образование в университетах Германии, Италии, Франции, Англии, Польши и др.. Показателем высокого культурного уровня Гетманщины в XVIII в. было состояние народного школ. На территории семи ее полков было 866 школ, что обеспечивало школой каждую тысячу населения.
Следует отметить, что наступление на политическую автономию сопровождался имперской нивелирующей – русификаторской политикой в Украине. Студенты имеют ознакомиться с приказами Петра I, Екатерины II, были направлены на преследование украинского слова и украинской книги. В 1765 в Киево – Могилянской академии введен русский язык, стала преподавания для всех дисциплин. Постепенно знаменитая академия была преобразована в обычный церковный сад.
Рассматривая процесс развития культуры в конце XVII – начале XVIII в. студенты должны знать, что в этот период в руках старшины сосредоточились значительные материальные ценности, что позволило новой украинской аристократии способствовать интенсивному росту строительства, развития всех отраслей искусства в Украине. В эпоху гетманства Мазепы в украинской архитектуре окончательно утвердился стиль, который получил название «украинского барокко» (также казацкого, или Мазепы барокко). Мерами гетмана было построено немало архитектурных шедевров как в Киеве, так и в других городах, oновлено Софийский и Успенский соборы, другие древние сооружения в Киеве, которые получили яркое барочное оформление. От меценатской деятельности гетманов старалась не отставать казацкая старшина, которая строила огромные каменные храмы, дворцы, ворота, административные и учебные здания. Наряду с Киевом архитектурные ансамбли сводятся в Чернигове, Переяславе, Стародубе, Нежине, Батурине, Глухове и др..
После некоторого ослабления темпов строительства вследствие политических обстоятельств в 30 -70 – х гг XVIII в. снова наблюдается расцвет украинской архитектуры, которая постепенно проникается влияниями новых стилей рококо и классицизма. Значительные достижения монументальной архитектуры тесно связанного ни с традициями украинского деревянного строительства, которое имело свои неповторимые черты.
Неотъемлемой украшением культовых, светских и общественных зданий, домов казацкой старшины был монументальная живопись. Все глубже светская тематика проникала в религиозную живопись, в результате чего происходил процесс создания самостоятельных светских жанров в живописи. Студенты должны ознакомиться с блестящим развитием портретного искусства в Украине, творчеством Д.Левицкого, В.Боровиковского, А.Лосенко, плеядой талантливых представителей украинской гравюры европейского уровня Щирского, братьев Тарасевич, Мигуры, Зубрицкого, Г.Левицького, О.Казачковського. Наконец следует иметь в виду высокий уровень развития украинской музыки XVIII в., Наивысшим достижением которой было творчество Березовского, Д. Бортнянского, Веделя.
Таким образом, несмотря на все неблагоприятные политические обстоятельства существования пусть и ограниченной украинской государственности дало возможность для создания разнообразной культурного наследия, которая стала значительным вкладом в общеевропейский культурный процесс.