Приступая к изучению темы, необходимо обратить внимание на внутреннее и внешнее положение Великого княжества Литовского и выяснить позиции основных слоев общества. Ливонская война требовала огромных затрат на военные потребности, чрезвычайного напряжения всех сил Литовского государства. Помощь ей могла оказать Польша, которая основным условием поставила объединения в один государственный организм обеих держав. Опасаясь потерять свое господствующее положение, литовские и украинские магнаты выступили против окончательного слияния с Польшей. Зато украинская и белорусская шляхта, стремившаяся расширения своих сословных привилегий по польскому образцу и ограничения власти магнатерии, поддержала идею объединения. После острой политической борьбы завершил свою работу Люблинский сейм (август-сенябрь 1569 г.), который объединил Польшу Литву и в одно государство – Речь Посполитую с одним общим сенатом, сеймом и королем. Литва сохраняла некоторые элементы автономии только в рамках своей этнической территории и немного Белоруссии. Под властью Польши оказались почти все украинские територии, которые делились на воеводства : Русское ( Галичина ), подляшских, Белзское, Волынское, Подольское, Киевское, Брацлавское, Брестское, позднее – Черниговское. Шляхта украинский, литовский и польский уравнивалась в правах и получала право владения имениями в пределах всего государства. Это означало усиление польской экспансии, сопровождавшейся ростом социального гнета. Уже в первой половине
XVI в. развитие фильварковой системы, усиленный вывоз хлеба на рынки, уменьшение крестьянской oранкы и увеличение барщины обусловили серьезные сдвиги в общественной жизни. Люблинской уния усилила попытки украинской и литовской, а теперь и польской шляхтой максимально использовать свои привилегии, чтобы закрiпачиты крестьянина. Огромные земельные продержавства Левобережья, Киевщины, Брацлавщины оказались в руках украинских, и преимущественно польских, а также волынских магнатов, которые создавали здесь свои латифундии и пытались утвердить крепостнические порядки. Так, на левом берегу Днепра князь Иеремия Вишневецкий владел значительной частью Полтавщикы, 56 городками и поселками, 39610 хозяйствами и 423 мельницами. Разными путями огромные владения попали в руки Жолкевских, Потоцких, Калиновских, Заславских, Корецких, Ружинских и других польских и украинских магнатов. Следует заметить, что утверждение Польши на украинских землях сопровождалось попыткой польской шляхты и знати децентрализировать украинский народ, заставить его отказаться от своей языка и культуры.
Особая роль в экспансии католицизма в стране Украине принадлежала иезуитам ( с 1564 г.), которые стали главным фактором утверждения католической реакции в Речи Посполитой. Стремясь добиться рiвноправности православия с католичеством в новой державе, большинство православных иерархiв пошла на признание превосходства Ватикана. В 1596 г. в Бресте было провозглашено объединение католической и православной конфессий. Однако уния вызвала острые протесты и противодействие абсолютно всех слоев украинского населения, в том числе большенства украинской шляхты и знати. В результате в Речи Посполитой начали функционировать три церкви:, православная, католическая и греко – католическая ( униатская ). Наступление католицизма, ограничения в правах православных, ликвидация традиционных социальных институтов привели к деградации значительной части тогдашнего украинского элиты. Началась денационализация древних украинских аристократических родов – Вишневецких, Синявских, Корецких, Сангушкiв, Заславских, Ружинских, Чарторыйских и др.., Которые переходили в католичество, польского языка и зрiкались украинства. Процесс полонизации охватил также значительные слои украинской шляхты. Однако основная масса украинского населения не поддавалась полонизации и окатоличиванию. Все большую активность в спротивi национально – религиозной угнетению видiграють братства, возникшие как сословные организации Украинской мiщанства. По образцу Львовского братства возникают везде на Украине, причем не только в таких крупных центрах, как Киев, Перемышль, Луцк, Бересте, но и в других
городах и местечках. Став со временем всестанового институцiямы, братства сыграли важную роль в защите общенациональных интересiв, развития украинской культуры и защиты ее от. Полонизации, насаждения католицизма.
Однако главным фактором освободительной борьбы украинского народа было безудержный рост казачества и его решающая участие в организации вооруженной борьбы против польского режима в Украине. Студентам необходимо усвоить материал о важнейших казацкие восстания конца ХVI – первой половины ХVII в. : К. Косинского 1591-1593 гг; С.Hаливайка 1594-1596 гг; 1617-1618 гг; М.Жмайла 1625; Т. Тряcила 1630; И.Сулимы 1635; П.Бута ( Павлюка ) и Д. Гуни 1637; Я.Остряници.
Надо обратить особое внимание на деятельность гетмана Петра Сагайдачного, который был выдающимся политическим деятелем в среде казачества накануне Хмельницкой. Ему принадлежит огромная заслуга в развитии казачества, органiзации видсiчi турецко – татарской экспансии. В 1620 г. Сагайдачный со всем Запорожским Кошем вступил в Киевское братство, поддержав тем самым общенациональное движение за укрепление позиций украинской культуры в Речи Посполитой. Усилиями казацкого гетмана в том же году была восстановлена православная митрополия в Украине. В результате казачество в глазах всего украинского общества становится той политической и военной силой, которая должна сыграть решающую роль в национально – освободительной борьбе украинского народа.