Приступая к изучению темы, студенты должны ознакомиться прежде всего с социально – политическим положением Украины в начале XIX в. С ликвидацией политической автономии Украины в конце XVIII в. царское правительство усилило колониальный наступление на ее землях, введение общеимперской государственно – политической системы с ее унификационной методами управления, самодержавно – полицейской властью. Вся украинская территория, входившая в состав России, была наконец разделена на три генерал – губернаторства и девять губерний : Киевскую, Подольскую, Волынскую, Черниговскую, Полтавскую, Екатеринославскую, Таврическую, Херсонскую, Харьковскую. Жестокий крепостнический гнет и национальное угнетение еще больше усилились в период царствования Павла I и Александра I. Тяжелым бременем на плечи украинского населения легло содержание пятидесятитысячных российской армии, расквартированной в Украине.
Одновременно в Украине происходили существенные изменения в общественно – политическом сознании, связанные с ростом социальной роли городской буржуазии и интеллигенции, что было свойственным для всей Европы. Именно в этой среде распродержавяются идеи народности, нации и ее прав, использованные в лозунгах Французской революции. Эти идеи отразились в романтизме, тесно связанном с интересом народной жизнью, бытом, народным языком, песней, поэзией, национальным прошлым. Именно весь народ, а не какой-то привилегированный класс, как в прежние времена, становится олицетворением нации, приобретают приоритета все те культурные элементы, которые были связаны с бытом народа, его культурой.
Указанные процессы дали толчок украинскому национально – культурному возрождению, которое в свою очередь стало важным фактором общественно – политических движений в Украине, направленных к ее социального и национального освобождения. Отдельные представители украинского общества, глубоко осознавая весь трагизм потери Украиной политической независимости, обращали свои взоры на европейские державы, надеясь найти там поддержку в борьбе за государственность своей родины. Намерения использовать оппозиционные движения в Украине не исключались европейскими политиками. В этой связи следует обратить внимание студентов на заинтересованность Украины революционной Францией, Наполеоном.
После завершения войны 1812 г. правительство усилило насаждения деспотически – полицейского режима, забыв о своих обещаниях оставить как постоянное казацкое войско добровольные формирования украинских казаков во время кампании. Студентам следует знать, что в процессе появления в России масонских лож и тайных политических обществ их деятельность распродержавилась и на Украине («Южное общество» во главе с Пестелем, «Общество соединенных славян»). Однако в программных документах большинства из них игнорировались национально – государственные стремление украинского народа.
После подавления выступлений декабристов, в том числе и в Украине, продолжалось усиление социального и национального гнета. Острых форм угнетения испытывало крепостное крестьянство, которое насчитывало 5,3 млн. чел., Или 50 % всей его количества. С 1826 г. по 1847 г. в Украине имело место около 250 различных по своим масштабам крестьянских выступлений. Яркой державицей освободительной борьбы были выступления крестьянства Подолья, связанные с именем Устима Кармалюка (1787-1835). Подобные Кармалюковой крестьянские повстанческие отряды создавались и в других регионах Украины. Под влиянием революционных событий 1848 прокатилась новая волна крестьянских выступлений на Правобережной Украине, где правительство вынуждено было ввести чрезвычайное положение.
Следует подчеркнуть, что украинский народ не потерял стремление к свободе и независимого политического существования. Это отмечали многие очевидцы времен николаевской реакции. В частности немецкий ученый Иоганн Георг Коль отмечал в 1841 г., что «когда-то огромное тело Российской империи распадется, и Украина снова станет свободным и независимым государством. Это время приближается медленно, но неуклонно».
В 50 -е годы усилились крестьянские движения в Украине, которые увенчались массовым восстанием крестьян на Киевщине – «Киевское казачество» (1855). Это выступление, охвативший регионы, где хранились живые воспоминания о казачестве, стал ярким свидетельством подъема антикрепостнического движения в Украине.
Важным аспектом темы, который должны усвоить студенты, общественно – политическое движение в Украине во второй четверти XIX в. Первые проявления национального возрождения, общественно – политические движения против самодержавия наблюдаются среди представителей обедневшего дворянства, армейских офицеров, чиновников. К ним примкнули представители разночинной интеллигенции – студенты, учителя. Оппозиционные настроения имели место в среде профессоров вузов, писателей, журналистов. Важное общественно -культурное значение имела литературная и издательская деятельность харьковской интеллигенции, в частности Каразина, Квитки – Основьяненко, И.Срезневського, Н. Костомарова. Широкую огласку получило следствие о свободомыслие в Нежинской гимназии высших наук (впоследствии – лицеи), среди выпускников которой были активные участники украинской общественно – культурного процесса : Л.Глибов, В.Тарновский, Лазаревский, М.Гербель и др.. Студентам следует осознать, что именно территории бывшей Гетманщины и Слободской Украины, где хранились исторические традиции политической автономии Украины, довольно значительные слои образованной украинской шляхты, проникнутой прогрессивными идеями европейской общественно -политической мысли, выдвинули активных деятелей украинского национального движения.
Важную роль в подъеме освободительного движения в Украине сыграло польское восстание 1830-1831 гг Однако студенты должны усвоить, что его благородно – консервативный характер, нежелание что-то менять в положении крепостных и национально – угнетенных народных масс помешало украинскому крестьянству поддержать это выступление.
Вопреки попыткам царизма превратить Киев в бастион самодержавия и русификации, город становится органическим центром общественно – политической и культурной жизни Украины, откуда идеи национального возрождения и социального освобождения распродержавялись на все украинские земли. Именно с Киевом связаны первые шаги общественно – политической деятельности Т.Г.Шевченко. Здесь в 30- 40-х гг активную общественную и культурную работу осуществляли М. Максимович, Костомаров, Кулиш, П.Маркович, Белозерский и др.. В январе 1846 года в Киеве возникло тайное украинское общество – Кирилло- Мефодиевского братства, которое впервые в истории украинского общественного движения в новых условиях выдвинуло ряд политических программных задач, направленных на коренное переустройство общества того времени. По мнению братьев, в создании будущего свободного круга славянских народов ведущая роль отводилась Украине, которая в прошлом никогда не было «ни царя, ни господина», была пропитана казацким духом вольности демократизма.
Исключительную роль в борьбе украинского народа за национальное освобождение и ликвидацию крепостничества сыграло творчество Т.Г.Шевченко, его общественно -политическая деятельность. Стихийные процессы национального возрождения, связанные с творчеством и культурно – просветительской деятельностью украинских романтиков, окончательно выкристаллизовались в творчестве Т.Шевченко в определенный политическое мировоззрение. Как справедливо замечал И.Франко, со времен Екатерины Второй в каждом кружке русских деятелей и писателей среди самых встречаем украинским (вспомним Капниста, Каразина, Гнедича, наконец Гоголя и др.).. Среди объединений русских писателей в 40 – х гг украинском уже нет, зато украинские писатели собираются вокруг Шевченко. Под его мощным влиянием формируется вся новейшая украинская духовность. Именно Шевченко очертил ее национально – политические идеалы. До его появления Украинская политическая мысль не могла существенно влиять на народ в целом, на его движение к социальному и национальному освобождению. Только величие Шевченковского духа, его несравненного поэтического слова, всеобъемлющая историческая программа объединяли все слои народа, всю украинскую нацию вокруг идеи борьбы за свободную и независимую Украину.
Следует отметить, что на развитие общественно – политического движения в Украине значительное влияние оказала деятельность русских революционеров – демократов. Активно выступая против крепостничества они прошли путь от просветительства к радикальному демократизма и социалистических идей. Студенты при этом должны знать, что не все представители революционно -демократической интеллигенции сумели преодолеть национальный эгоизм, избавиться имперского мышления и согласиться с идеей свободного политического и даже культурного развития Украины. В этой связи стоит упомянуть полны цинизма и жестокости выпады В.Г.Белинского против Т.Г.Шевченко, П. Кулиша и др.. Прямо противоположным было отношение к Украине, ее истории, культуры Герцена, М.Бакунина, Д.Писарева, Михайлов и др.., Которые стремились к соглашению с украинской интеллигенцией, пытались совместными усилиями вести борьбу против царизма.