Нужно сосредоточить свое внимание на вопросе кризиса командно – административной системы и социально – экономического развития СССР и Украины, экономика которой была составной частью т.н. единохозяйского комплекса. Кратковременный рост промышленного производства в 50- х – нач. 60-х гг изменилось безудержным падением его темпов. В Украине они были еще больше, чем по Союзу в целом. Расстроена экономика приводила к падению жизненного уровня населения. Создание новых промышленных объектов в Сибири, имели прежде военное стратегическое значение, сопровождалось запустения экономики Украины. Попытки подъема сельскохозяйственного производства, рост капиталовложений в производство техники, удобрений не давали должной отдачи учитывая принципиально слабую эффективность совхозно – колхозной системы вообще.
СССР оказался в конце концов неспособным обеспечить население продовольствием и ежегодно ввозил из-за границы миллионы тонн зерна за счет продажи нефти, газа и др.. природных ресурсов, беспощадно эксплуатировались советской экономикой и вели к экологическому кризису. В этих условиях держава вкладывала гораздо больше, чем получала из общесоюзного бюджета. В результате нечеловеческих жестокостей тоталитаризма, который набрал форм почти геноцида Второй мировой войны, Украина чуть больше, чем за десятилетие потеряла около 25 % своего населения. Сегодня темпы роста его одни из самых низких среди держав бывшего СССР. Существенный удар советской экономике нанесло снижение цен на мировом рынке на основные энергоресурсы в начале 80- х годов, а также бесперспективная война в Афганистане, которая поглощала огромные материальные и финансовые средства.
Советский Союз фактически оказался вне технической революцией, которая вывела западный мир на новый уровень развития цивилизации. К этому следует добавить, что тотальный контроль партии над духовным и общественной жизнью привел к глубокому кризису в сфере развития науки и культуры, разрушения морали, рост коррупции, казнокрадства, организованной преступности. В Украине за время длительного руководства Щербицкого (с 1972 г.) невиданного масштаба достигла русификация украинского населения, украинский язык был вытеснен фактически из всех участков общественной жизни. Однако и экономическая, и духовная эксплуатация народов СССР не приносила центра желаемых дивидендов. Держава переживала период глубокого застоя и оказалась на краю пропасти.
В этих условиях партийное руководство во главе с М. Горбачевым решилось на определенную перестройку советской системы. На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 было провозглашено об изменении экономической, социальной и внешней политики и взят курс на т.н. «Перестройку», «демократизации» и «гласность». Однако в Украине попытки реформ встречали сопротивление партийной номенклатуры различных рангов, которую возглавлял В. Щербицкий. Существенным фактором торможения перестроечных процессов в Украине было и опасения Москвы, что демократизация вызовет здесь к жизни национальный подъем, которого всегда боялась империя.

Социально-экономическое и политическое развитие Украины во второй половине 80 -90 – х гг Провозглашение независимости
26 апреля 1986 произошел взрыв на Чернобыльской АЭС стало катастрофой глобального масштаба. Миллионы людей получили пагубного влияния радиации. Трагедия Чернобыля еще раз показала преступное пренебрежение режимом судьбой миллионов людей, их здоровьем и благополучием, показала абсолютную бесправие Украины перед центром. Вместе с тем чернобыльские события не могли не способствовать пробуждению к активным формам протеста широких слоев общественности в Украине.
С 1987 г. под давлением мировых демократических сил советская власть выпускает на волю украинских диссидентов, включаются в национальное движение. Возникают независимые группы и организации разного политического направления, среди которых – Украинский культурологический клуб, Общество Льва, Мемориал, Союз независимой украинской молодежи, «Наследие», «Зеленый мир» и др.. В 1988 г. по инициативе Украинского Хельсинского союза при активной поддержке Союза писателей Украины в феврале 1989 г. был создан Народный рух Украины, который выдвинул широкую программу борьбы за проведение реформ в Украине во всех сферах духовной, общественно – политической и экономической жизни. Причем движение, объединив не только украинского, но и представителей основных других национальностей, стал фактически организацией всех демократических сил в Украине.
Началось возрождение национально – церковной жизни. Восстанавливается Украинская автокефальная православная церковь, которая выбрала патриархом Мстислава, выдающегося украинского иерарха, активного поборника возрождения Украинского православия. На Западной Украине выходит из подполья Украинской греко – католическая церковь. В августе 1990 г. состоялась передача ей кафедрального собора св. Юры во Львове.
Важным показателем подъема демократического общественно – политической жизни стало появление большого количества украинских независимых изданий, критическая направленность содержания ряда старых газет и журналов. Усилилось движение за возрождение национальной символики. Широкий резонанс имел «человеческий цепь» между Львовом и Киевом, организованный в честь провозглашения соборности Украины в январе 1919 г. Началось расширение контактов с украинской эмиграцией, росло стремление к единению всех Украинских в деле национального возрождения. В марте 1990 г. на все препятствия партийной бюрократии демократические силы получили четвертую часть депутатских мандатов на выборах в Верховный Совет УССР. В западных областях Украины в областных и городских советах к власти пришли представители демократов. Председателем Львовского областного совета выбирают известного правозащитника Чорновила.
В условиях подъема демократического движения в Украине КПСС удается к маневрам и кадровых перестановок. В октябре 1989 г. был отдержавен от должности генсека ЦК КП Щербицкого, активного русификатора Украины. На его место был назначен В. Ивашко, а после его перехода в Москву на должность заместителя генсека ЦК КПСС, – С.Гуренко. Председателем Верховного Совета РСФСР избран Кравчука.
Сессионные заседания Верховной Рады проходили в острой политической борьбе между консервативной партапаратною большинством и демократическими депутатами, которые образовали Народную Раду во главе с И.Юхновським. Несмотря на противостояние обеих групп, 16 июля 1990 Верховная Рада принимает Декларацию о государственном суверенитете Украины, которая стала основой для создания независимого украинского государства.
Активизация борьбы против тоталитарной системы в Украине возвышается на новую ступень. Создаются и официально регистрируются украинские политические партии: Украинская Республиканская Партия, Демократическая Партия Украины, Украинская Крестьянско – демократическая партия, Партия зеленых и др.. Усиливается выход из партии многих членов КПСС, выдвигаются требования вывода парткомов с предприятий и учреждений, национализации имущества КПСС. Мощной поддержкой в борьбе за суверенитет Украины стали забастовки, студенческие голодовки, многочисленные демонстрации в Киеве и Львове.
Однако КПСС и впредь продолжала контролировать все рычаги власти в обществе. Фактически каких-либо существенных структурных изменений режима не произошло. Углубление экономического хаоса, который усиливался противодействием партийной номенклатуры реальным экономическим реформам, привело к критическому состоянию всю общественную жизнь. Консервативные бюрократические круги фактически настаивали на возвращении к старому курсу. 19 августа 1991 была предпринята попытка государственного переворота. Был создан т.н. Государственный комитет чрезвычайного положения, который должен был взять под контроль всю жизнь в державе и сохранить прежний порядок. Однако планы заговорщиков не были осуществлены, а только усилили процессы демократизации в СССР в целом. Рухнула старая система русского централизма.
24 августа 1991 Верховная Рада УССР приняла Акт о независимости Украины. Ее примеру аналогичные акты были приняты другими республиками. Была прекращена деятельность КПСС, а в Украине запрещена деятельность Компартии Украины. СССР перестал существовать. 1 декабря 1991 состоялся всенародный референдум, на котором был подтвержден Акт о независимости Украины. Для украинского народа наступил новый период истории – строительства полноценной собственной государственности, вхождение в круг цивилизованных держав мира.
После провозглашения Акта о независимости Украины был принят целый ряд законов, которыми были заложены основы для превращения Украины из бывшей союзной республики в независимое, суверенное государство. В частности, в сентябре 1991 г. было принято постановление о повышении над зданием Верховной Рады сине – желтого национального флага, а также осуществлен первый шаг в направлении выхода Украины из рублевой зоны из-за введения купонокарбованцев, в октябре – вступил в силу закон «О гражданстве Украины», в ноябре – «О государственной границе». Эта деятельность была продолжена и в следующем году, когда в январе 1992 г. президиум Верховного Совета издал указ «О государственном гимне Украины», которым была утверждена мелодия национального гимна «Ще не вмерла Украина». Тогда же сине – желтый флаг приобрел статус государственного, а трезубец стал малым гербом Украины. Одним из важнейших шагов стало проведение 1 декабря 1991 общенационального референдума, в ходе которого подавляющее большинство украинского народа высказалось за независимость.

Социально-экономическое и политическое развитие Украины во второй половине 80 -90 – х гг Провозглашение независимости
Уже с 2 декабря 1991 начался процесс признания суверенной Украины мировым сообществом. Первыми это сделали Канада и Польша, а к концу декабря того же года – еще 66 государств, в т.ч. Россия и США Правительство Буша отнесся к этому событию с определенной осторожностью, потому что на украинской земле находилась значительное количество стратегической и тактической ракетно – ядерного оружия, и появление на карте Европы нового государства с мощным ядерным потенциалом нарушала, по мнению американцев, стратегическое равновесие в мире. Так же и Россия, признав одним из первых независимость Украины, надеялась сохранить за собой доминирующее положение в пределах всего постсоветского продержавства. По мнению российских политиков этого можно было достичь через Содружество Независимых Государств (СНГ) путем создания наднациональных органов, которым было бы делегировано право решать принципиальные вопросы без согласования с высшими законодательными и исполнительными органами членов СНГ. В этой ситуации Украина, всячески поддерживая курс на всестороннюю экономическую кооперацию между государствами – участниками Содружества, последовательно противодействовала всем попыткам в любой способ ограничить ее государственный суверенитет. Украина отстаивала взгляд на СНГ как на международный механизм, который был призван направить процесс формирования принципиально новых двусторонних и многосторонних отношений между независимыми государствами, которые возникли на обломках бывшего СССР.
Такое отношение Украины к СНГ сразу осложнило отношения между ней и Россией. Влиятельные российские политики ( А.Козирев, Г.Попов, О.Руцькой ) в 1991-1992 гг фактически поставили под сомнение суверенитет Украины в отношении Крыма и юго -восточных украинских областей, где удельный долю населения составляли русские. В этой ситуации Украина придерживалась взвешенной политики, пытаясь решать украинский -российские проблемы путем переговоров, во время которых Крым не рассматривался как субъект международного права. Одновременно обострялась ситуация вокруг Севастополя и проблемы раздела Черноморского флота, на чем настаивала украинская сторона. Летом 1992 г. Кравчук и Ельцин договорились об установлении двойного контроля над Черноморским флотом, только откладывало кардинальное решение этой проблемы. Российский парламент продолжал дебатировать этот вопрос, а в июле 1993 г. даже принял беспрецедентное решение о предоставлении Севастополю статуса российского города. Президент Российской Федерации Б.Ельцин был вынужден отмежеваться от этого безответственного шага.
В это время значительное внимание в Украине уделялось созданию национальных вооруженных сил путем реорганизации существующих структур и подразделений. Одновременно был начат процесс сокращения украинской армии, так как первоначальная численность ( 726 тыс. чел. ) Значительно превышала критерии разумной достаточности. Проблема оптимизации численности вооруженных сил Украины диктовалась также и тем, что народное хозяйство находилось в кризисном состоянии. В октябре 1993 г. Верховная Рада Украины приняла военную доктрину, которая стала значительной вехой в военном строительстве Украинского государства. В ней была задекларирована готовность Украины стать в будущем неядерным государством, что было подтверждено в ноябре 1994 г., когда Верховная Рада приняла решение о присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия при условии предоставления гарантий безопасности со стороны ведущих государств мира.
Особенно активно в этот период действовало Министерство иностранных дел Украины, которое, преодолевая различные препятствия, прежде всего, кадровую проблему, успешно разворачивало сеть своих посольств. Усилия украинских дипломатов в полной мере реализовались в 1997 г., когда было подписано несколько важных двусторонних соглашений, в т.ч. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией и др.., Нормализована отношения с Румынией из-за подписания широкомасштабного договора в Констанце, начало и полностью реализовано процесс делимитации украинской – белорусской границы. Важное значение имела и совместное заявление Президентов Украины и Польши « К пониманию и единению », которая позволила окончательно и бесконфликтно решить узел украинских -польских проблем исторического прошлого двух стран. Большое внимание было уделено МИД Украины налаживанию отношений с Европейским сообществом, следствием чего Украина стала ассоциированным членом Совета Европы, а летом 1997 г. подписала Хартию об особых отношениях с Североатлантическим альянсом.
Президентские выборы, состоявшиеся в июне 1994 г., принесли победу Кучме, который был переизбран и на второй срок. Качественно новые изменения в государстве и обществе были закреплены принятием Конституции Украины, что произошло 28 июня 1996 Это событие стало чрезвычайно важной вехой в развитии нашего общества, которое показало доконанисть факта превращения Украины в демократическое государство.
Таким образом, за десять лет независимости в достаточно сложных условиях наша страна обрела все признаки суверенного государства – от национально – государственной атрибутики и границ до принятия Конституции, чем было заложено надежную основу для дальнейшего развития Украины в европейском и мировом сообществе.