Украинское культурное возрождение, которое в начале XIX в. началось на Слобожанщине (Харьков), Восточной Галиции (Перемышль, Львов), распространяться на Центральную Украину и Киев. Украинская национальная идея в течение второй четверти XIX в. нашла новую социальную основу для своего развития. Ею стала украинская интеллигенция – образованные люди, которые занимались интеллектуальной, творческой деятельностью. Это были писатели, художники, артисты, преподаватели, учителя, врачи, инженеры, агрономы и др..
До уровня интеллигенции приравнивали и некоторых государственных чиновников. Поскольку интеллигенты были выходцами из дворянства, духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, в тогдашних официальных кругах их называли разночинцами. Именно они продолжили дело украинства, которая, казалось, уже была обречена на историческое небытие. По крайней мере, так считали последние образованные представители казацко-старшинской традиции. Свое уподобление российскому дворянству они воспринимали как исчезновение всех украинцев.
Разночинская интеллигенция, выйдя из водоворота народной жизни, смотрела на мир с оптимизмом. Там, где украинские патриоты в начале века разглядели конец украинского дела, новое поколение видело только начало национального развития. Тесно связаны с народом, они понимали его беды, трудности, надежды. Разночинцы верили в народ, не хотели мириться с его социальным, политическим гнетом. Поэтому европейские идеи романтизма и демократизма побудили их к активной общественной деятельности в интересах национально и социально угнетенного народа.
Весомую роль в быстром развитии украинского самосознания, отнюдь не желая того, сыграл и российское правительство. После польского восстания 1830-1831 гг. император Николай I и министр просвещения граф Сергей Уваров взялись формировать национальное самосознание россиян в рамках российской национальной идеи, высказанной формулой: «Самодержавие, православие и народность».
Они это делали ради укрепления Российской империи. Однако их деятельность одновременно способствовала укреплению и выделению украинской культуры. Очень ярко это проявилось на определении роли Киева и Киевского университета в культурной жизни Украины. Царизм отводил городу роль центра русификации Правобережье. Однако на рубеже 30- 40- х годов XIX в. усилиями нового поколения украинских деятелей – интеллигентов древняя столица превратилась в центр укрепления украинской национальной культуры и самосознания.