Подавляющее большинство украинского в начале XIX в. были прихожанами православной церкви. Подчинена Московскому патриархату, она господствовала па Левобережье, Слободской и Южной Украины. В конце XVIII в. церковь в Украине потеряла последнюю фундамент своей автономии – монастырское землевладение. Поэтому духовная элита Левобережья не мама материальных средств для проведения собственной культурно – образовательной политики. Митрополит Киевский и Галицкий и епископы назначались Синодом в Петербурге.
Лишенные своего руководства и независимых материальных источников существования, украинские церкви превратились в инструмент русификации Украины: Украинской духовенство оказалось в полном подчинении «духовного департамента» Российской империи. В Украине запретили строить храмы и писать иконы в украинском стиле.
На Правобережье действовали одновременно три конфессии. Императоры Павел I и Александр I не препятствовать окатоличиванию православных. Здесь же действовала и униатская церковь. После польского восстания 1831 г. царское правительство отказалось от поддержки польской шляхты и католической церкви. У католиков и униатов отобрали более двухсот монастырей. Именно тогда православной церкви вернули Почаевский монастырь. В 1832 г. царские власти ликвидировали Василианский орден ведущую монашескую организацию Украинской греко-католической церкви – и конфисковали его имущество. В 1839 г. на территории Российской империи было отменено униатскую церковь, а униатов насильно обратили в православие.
Позиции униатства были прочными в Галичине. В греко-католической церкви здесь принадлежало большинство верующих. В конце XVIII в. они получили равные права с римо-католиками. Греко-католические священники начали играть ведущую роль в культурной и национальной жизни края, успешно противостояли ассимиляционной политике австрийского правительства и польской шляхты.
В худшем положении находились униаты Закарпатья. Хотя па них и распространялась церковная реформа Габсбургов, но край подвергался жесткому давлению со стороны венгерских властей. Со временем отступили от реформ и австрийские правительственные круги. В этой связи лучшие представители украинской интеллигенции П. Лодий, И. Орлай, семья Кукольника – вынуждены были переселиться в Россию. Те же, которые остались, продолжали сопротивляться мадьяризации. Лидером украинского движения на Закарпатье стал Александр Духнович – известный историк, поэт, педагог.
На Буковине продолжали действовать православные приходы. Они находились в составе Сербской православной церкви.