Одним из ярких признаков того времени стало развитие внутренней торговли. Это было связано с уходом украинской экономики от натурального хозяйства, все больше развертыванием товарно-денежных отношений, усилением специализации отдельных территорий, развитием промышленности и ростом городов.
Бойко развивалась ежедневная торговля в многочисленных постоянных городских магазинах. В течение 1825-1861 гг. их количество выросло с 3,6 до 15 тыс. (то есть в 4 раза). Потребности небольших местных рынков удовлетворяли еженедельные торги и базары, на которых велась розничная торговля один- два раза в неделю. В конце 50 – х годов XIX в. их было более 10 тыс.
Однако существенное влияние на экономику производили ярмарки, на которых происходила оптовая (оптовая) торговля. Только в 1858 г. на территории Украины состоялись 1953 ярмарки, что составляло 40 % от их общего количества в Российской империи. В течение первой половины XIX в. Украина превратилась в один из крупнейших центров ярмарочной торговли Восточной Европы. Это было обусловлено развитием украинской промышленности, сельского хозяйства, а также удобным географическим положением. Украина находилась на пересечении торговых путей Восточной Европы.
Особой популярностью среди купцов и промышленников пользовались ярмарки в Киеве, Троицкий и Успенский в Харькове, Введенский в Сумах, Ильинский в Ромнах, Онуфриевский в Бердичеве и десятки других. Ярмарки обычно начинали свою работу на большие религиозные праздники и продолжались по несколько недель. Главным их назначением была не столько праздничная розничная торговля, сколько заключения договоренностей, контрактов между купцами и промышленниками о поставках крупных партий товаров на предприятия, в города и регионы. Отсюда и название крупнейшего украинского ярмарки – «Киевская контрактовая». Потребность в ярмарках возникала прежде специализацию отдельных регионов Украины в производстве или выращивании определенного вида продукции.
Ярмарки объединяли украинскую экономику в единый украинский национальный рынок. Торговля и обмен между различными населенными пунктами и регионами способствовала сближению жителей территорий, несмотря на их особенности в быту, материальной и духовной культуре и языке. Торговля помогала людям осознать, что у них больше общего, чем отличного, и одновременно способствовала формированию черт, присущих для большинства украинского народа.
В несколько линий относились палатки с дешевым товаром для «простонародья».
На ярмарку обязательно приезжала театральная группа и устраивала представления. Местные и приезжие музыканты организовывать музыкальные концерты. За городом происходить скачки: «Ипподром постоянно была покрыта облаками пыли».
«В двух местах на ярмарке стояли площадные балаганы – кукольная комедия. Паяц призвал народ, и надо сказать правду, что здесь никогда не было недостатка в зрителях».
Нижнего Новгорода, Урала и Средней Азии на Востоке. Млечный промысел давал возможность накапливать капиталы и становиться владельцами чумацких валок – собственно говоря, транспортных предприятий, в которых работали по найму владельцы одной- двух пар волов.
Колониальное подчинение украинской торговли. Содержание контрактов, заключенных на ярмарках, ярко свидетельствовал, что российское правительство превратил Украину в сырьевой придаток империи.
В Россию вывозилась сельскохозяйственная продукция: пшеница, рожь, ячмень, овес и другие зерновые культуры, семена льна, мед, табак, продукты питания, а также сырье для российской промышленности тонкорунная и простая шерсть, пряжа, сырые кожи, лошади, овцы, свиньи и крупный рогатый скот, птица, деревянные изделия, посуда, смола, деготь, свежая, сушеная и соленая рыба. Вывозилась также и промышленная продукция, изготовленная из сельскохозяйственного сырья: полотно, водка, сахар, поташ и т.д..
В Украину ввозились российский текстиль, готовая одежда, обувь, то есть продукция с ее же сырья, которая могла бы успешно перерабатываться и на местах. Почти не чувствуя конкуренции, продавались российский металл, чугун и изделия из них. И это при том, что Украина должна базу для развития собственной металлургии.
Колониальный характер украинской торговли свидетельствовал и состав купечества, которое торговало в Украине. 52,6 % его составляли русские купцы (преимущественно самых привилегированных – первой и второй гильдий). Украинское купечество составляло лишь 22,2 % (в основном третьей гильдии). На всех одиннадцати больших ярмарках Украины доминировали товары из российских губерний.
Млечный промысел в украинской торговле. Важную роль в формировании национального рынка играли и чумаки. Чумаки с крестьянского промысла выросло до одновременно весомой торговой и транспортной составляющей украинского национального рынка. Особенно благоприятные условия для своего развития получило оно в связи с развитием товарно-денежных отношений, присоединением Правобережья и ликвидацией угрозы турецко- атарских набегов.
Чумаки покупали выпаренную и каменную соль в Крыму, Бессарабии, Бахмаче и Словяносербском уездах, сушеную, вяленую ее соленую рыбу на Дону, Волге, Азовском и Черноморском побережьях, а оттуда развозили и продавать все это в Украине и во многих местностях России. Они начать торговать также различными сельскохозяйственными продуктами, промышленными изделиями и строительными материалами: хлебом, медом, воском, сахаром, дегтем, смолой, пенькой, водкой, каменным углем, мелом, алебастром т.п.. Торгуя, чумаки перевозили огромное количество товаров на дальние расстояния.