Этот период историки часто называют позднеримским. Археологические и исторические материалы свидетельствуют о зарождении на землях Украины новых культурных явлений, о подъеме и гибели многих европейских и азиатских племен.
Южными соседями Надднестрянской венедов – склавинов были частично ими же ассимилированы племена гето- фракийского происхождения – носители культуры карпатских курганов. Они заселяли все предгорья украинских Карпат: Буковину, Покутья, Гуцульщине и Закарпатья. Это было в основном население, которое жило на открытых поселках в наземных жилищах и, кроме выращивания скота, занималось перевозкой и продажей зерна от ” варваров ” – земледельцев, живших между Днестром и Днепром, в римских провинций. На поселениях культуры карпатских курганов обнаружены большие сооружения – зернохранилища, ямы и специальная посуда для хранения зерна, сожжены останки самых зерен. Однако земледельческих орудий почти не найдено. Торговые связи с Римом подтверждаются находками римских монет от Трояна к Валентину (I- IV в.). Важным продуктом экспорта была карпатская соль и высококачественные исправлены кожи. Носителей культуры карпатских курганов отождествляют с карпами, воинственным и сильным племенем, которое господствовало в Восточных Карпатах в II -IV вв. и было известно римским историкам.
Особым явлением в древнеукраинской истории называют ученые черняховскую культуру – одну из ярких европейских археологических культур позднеримского времени, которая, как свидетельствуют памятники, а их на Украине выявлено более 3000, занимала всю лесостепную и частично степную часть Украины, Молдавию и Румынию. То есть от Припяти до Дуная и от верховья Вислы до Северского Донца. Время ее существования укладывается в рамки III -V вв.
Черняховская культура была культурой синкретической, она сформировалась на основе местных культур: раннеславянськой, гето- дакийской и скифо – сарматской в этот сложный процесс были вовлечены и готы. Такой вывод подтверждается разнообразными погребальными обрядами на черняховских могильниках, различными типами жилищ, отличными элементами в материальной культуре Черняховского населения. Влияние провинциально – римской культуры здесь был настолько сильным, что племена, которые входили в состав черняховской культуры, потеряли свои этнографические особенности.
Для черняховской культуры характерны большие неукрепленные поселения, расположенные на холмах вдоль рек и потоков, близко к плодородных черноземных почв (это же культура земледельцев), большие могильники с биритуальним погребальным обрядом (ингумации и кремацией), особая, изготовленная на гончарном круге керамика – продукт массового производства. Очевидно, высокая техника гончарства была привнесена на эти территории в начале I тыс. н.э. выходцами из римских провинций, ремесленниками – торговцами или и пленными или рабами. Делать такой изысканный, качественный, высокохудожественный посуду могли только мастера – профессионалы с глубокими традициями. Правда, в Черняховской культуре встречается и простой лепная посуда, именно он отражает этнографические особенности памятников, и вместе с определенным типом жилья и погребального обряда является источником для определения этнических групп в черняховской культуры. Широкими были связи ” черняхивцив ” с провинциями Римской империи – Дакии и Мезии, и до заключались прежде всего в интенсивной и регулярной торговли, которая приобретает характер денежной. Это подтверждают многочисленные находки римских монет на
территории черняховской культуры. Яркой достопримечательностью того времени является исследовано над Днестром на Буковине поселения – мастерская стеклоделов – Гута, где мастера, среди которых были, очевидно, и выходцы из римских провинций, изготовляли различные стеклянные изделия. Возможно, это был римский ремесленно – торговый центр – фактория на ” варварских ” землях.
Большая часть населения черняховской культуры была славянами, которых ученые часто отождествляют с историческими антами и склавинами. им принадлежала территория лесостепной Украине, Верхняя и Средняя Приднестровье и Подолья.
Важнейшим событием древнеукраинской истории первой половины I тыс. н.э. было появление на исторической арене славян, которые в сложных условиях контактной зоны, которой всегда была территория Украины, сумели из отдельных славянских племен и культур не только консолидироваться в монолитной племенные союзы – предвестники государственности, но и привлечь к этому процессу соседние неслов ‘ племена. О прочности и жизнеспособность этих объединений свидетельствует то, что венеды, анты и склавины выдержали и сарматской экспансию, и готский поход, и нашествие гуннов и остались на своей родине. Большое значение в формировании раннеславянского общества имели длительные и широкие контакты с римской провинциальной культурой.