Письменные источники первых веков новой эры содержат скупые и противоречивые сведения о славянах.
Под именем венедов первое упоминание о них в трудах римского историка I в. н.э. Плиния Старшего. Другой римский историк Тацит в своем труде ” Германия” рассказывает о венедов, отличая их от германцев и сарматов. Ученый из Александрии Птолемей в сочинении ” География ” вспоминает венедов, а также народ становись, которых можно гипотетически идентифицировать со славянами. Еще одно упоминание о славянах – венедов находим на карте путей Римской империи, в так называемых Певтингерових таблицах, где в перечень народов и земель включены и венедов, живших к северу от Карпат и между Дунаем и Днестром.
Анализируя эти источники, видим, что этноним ” венеды ” касается, очевидно, славян. Славяне (венеды – ставаны) были в те времена большим народом и жили между Вислой, северными склонами Карпат и Днепром. Они имели постоянные жилища, воевали с балтами и фенами на севере, германцами и сарматами на западе и юге. Итак, славяне в первых веках новой эры заселяли территорию современного Полесья, Волыни, Подолья и Приднепровья. На западе они граничили с германцами, граница с которыми проходил где-то между Вислой и Западным Бугом, а на юге, в лесостепи – с ираноязычными сарматами. Примерно во II -III вв. венеды с Волыни и Подолья переходят через земли, на которых в то время жили бастарны и даки, и заселяют край между Днестром и Дунаем. Такие выводы подтверждают лингвистические и археологические исследования. Так, языковеды очертили границы территории, на которой жили древние славяне, выяснив, что архаичные славянские гидронимы и топонимы покрывают территорию южнее Припяти и Десны, опускаются вдоль Днепра, заходят на Левобережье в междуречье Псла и Орели, относятся на юге верховьев Южного Буга и Среднего Днестра, на западе – верховьев Днестра, Прута, Вислы и Припяти.
За несколько веков до новой эры и в ее начале древние славяне были объединены в рамках двух культур, отличающихся друг от друга – зарубинецкой и части пшеворской. Более ” славянской ” была зарубинецкая культура, западные же племена находились под влиянием восточных германцев.
Зарубинецкая культура охватывала восточный регион древнеславянского массива в Приднепровье и Волынском Полесье. Во второй половине I в. н.э. зарубинецкие племена страдают от нападений сарматов и уходят в лесные районы Верхней Приднепровья, Подесенья и Подолья. Оставляют славяне и Полесья, продвигаясь на юг реками Горынь, Случь, Стырь, расселяются на Волыни и Приднестровье. На этих территориях жили племена западной части славян, находившихся в ареале уже упомянутой пшеворской культуры. Сюда же пришли и дакийские племена, а также сарматы. Происходило постепенное смешивание славянских племен, в этот процесс были вовлечены и гето- дакийское, и какая-то часть германского, балтского и сарматского населения. Образующиеся таким образом новые культурно – этнические группы, очевидно, и были венедами, о которых вспоминают римские историки.
Именно между Вислой и Днепром в I -II вв. н.э. происходит первая культурно – этническая консолидация славян. Крепли отношения между отдельными славянскими племенами, формировался праукраинский этнос. Для развития славянской культуры большое значение имели контакты с соседними римскими провинциями, ведь империя была заинтересована в хороших отношениях и торговле с ” варварами ” вблизи своего ” лимеса ” (границы). Началось время культурного и политического подъема древних славян.
Основой хозяйства ранних славян было пашенное земледелие. Славяне селились ближе к рекам, недалеко от лугов и пригодных для возделывания почв. На рубеже новой эры применялась экстенсивная система земледелия – перелог. Поле обрабатывали и засевали, пока почва давала хорошие урожаи. Затем переходили на другое поле, а старое ” отдыхало “. На хороших почвах такая система была достаточно продуктивной, и при достаточном количестве земель обеспечивала богатый урожай. Поля засевали просом, пшеницей – двозернянку, ячменем. Хлеб собирали железными серпами. Ранние славяне откармливали также скот. Стада коров и быков, табуны лошадей паслись вблизи поселков. Держали и свиней. Волы использовались как тягловая сила при вспашке поля и перевозке грузов. Промыслы в хозяйстве играли меньшую роль. Конечно, ходили на охоту, особенно на пушного зверя, ведь меха были ценным предметом торговли, занимались рыболовством, бортничеством, собирали грибы, ягоды.
По ремеслу, то развитыми в ранних славян были зализообробне ремесло и ковка. Занимались ранние славяне и гончарство. На рубеже новой эры он находился под влиянием кельтской культуры. Достаточно высокая техника свидетельствует о существовании гончаров – специалистов, обслуживающих отдельные общины. Гончарного круга еще не применяли. В конце I -II вв. гончарство несколько упадок – люди часто переселяются, патриархальные семьи становятся самостоятельны и изготавливают свою продукцию. Семейным промыслом были прядение, ткачество, кожевничество.
Большое внимание уделяли славяне жилищам. Сооружались они чаще всего из дерева, их характерной чертой является то, что пол углублялась в землю до твердой материковой основы. Такой тип жилья испытанный человеком на протяжении тысячелетий, оно теплее и уютнее. Внутри жилищ устраивали очаги и печи. Вблизи жилищ находились ямы – погреба для хранения зерна и других продуктов, риги и общественные зернохранилища.
Погребальным обрядом ранних славян была кремация, сожжены останки захоранивали на грунтовых могильниках в урнах или просто в ямке. К могиле клали вещи покойника – украшения, посуду из заупокойной пищей, реже оружие – копья. Все ритуалы выполнялись вблизи погребального костра и могилы. В пшеворской культуры погребальный обряд несколько отличался: в могилы клали больше оружия, острых орудий – ножниц, ножей, часто поломанных, вонзая их в дно могилы или в кучу пепла (очевидно, со смертью хозяина должны были ” умереть ” и его вещи). В этих ритуалах чувствуется влияние германцев или кельтов.
Ранние славяне в начале новой эры жили первоначальной соседской общиной. Это был довольно монолитный социальный организм. Малые семьи в пределах общины объединялись в большие патриархальные семьи, где было несколько поколений близких родственников. Они вели общее хозяйство. Большим семьям принадлежали отдельные группы жилищ и хозяйственных построек, небольшие поселения. Для обороны от врагов или крупных работ объединялось несколько общин. Общины жили в близких между собой поселениях, своеобразных общинных ” гнездах “. Группа таких ” гнезд ” – поселений, протянулась, например, вдоль реки на десятки километров, принадлежала уже племени. О существовании племен в венедов сообщают исторические источники. В первых веках новой эры в ранних славян уже начали создаваться союзы племен.
В I в. н.э. часть гето- дакийских племен – перешла Карпаты и поселилась в Верхней Над ¬ днистрянщини. Возможно, это было племя костобоких, о которых вспоминает Птолемей в своей ” Географии ” * отмечая, что один из дакийских племен – ” костобоки из-за гор”, – занимало земли к северу от Карпат. Костобоких, поднявшись левыми притоками Днестра, осели на плодородных землях, где встретились с древнеславянскими племенами. Отношения между ними, скорее всего, были мирными, происходило даже взаимопроникновение культур, что отразилось на быте и погребальных ритуалах. костобоких приписывают археологические памятники, получившие название липицкой культуры.
Население этой культуры жила на открытых поселках, расположенных на южных склонах холмов, вблизи потоков. Сооружали наземные каркасные и пивземлянкови жилья с очагами и печами. Занимались земледелием и скотоводством, знали зализообробне и гончарное ремесло. Зализообробне мастерская с шестью железоплавильных горнами обнаружена археологами вблизи с. Ремезовцы на Львовщине. О развитии торговли и тесные отношения с Даки, тогда уже римской провинцией, а также с городами Северного Причерноморья свидетельствуют многие находки привозных вещей – римского посуды, украшений, монет.
Хорошо изучены могильники липицкой культуры. Особенно интересен могильник исследован вблизи с. Болотные на Львовщине. Умерших костобоки, как и все даки в то время, сжигали на территории могильника на специальных кострах. Сожженные останки и мелкие украшения клали в урну, накрывали миской или чашей, ставили в ямку и засыпали. Два особые захоронения липицкой культуры с богатыми сопроводительными дарами – вещами римского и кельтского происхождения, – обнаружены вблизи сел Колоколин на Ивано-Франковщине и Чижиков вблизи Львова. Очевидно, эти захоронения принадлежали выдающимся людям, возможно, племенной верхушке.
В III ст. н.э. липицкой культуры исчезает. Под натиском славян ее носители отошли за Днестр и Карпаты, хоть какая-то их часть могла остаться и раствориться в древнеславянском среде.
Во II в. до н.э. в южно-украинские степи пришли сарматы – близкие скифам по происхождений ¬ нием и образом жизни ираноязычные племена. Они разгромили скифов и на шесть веков овладели Причерноморья. По легенде, записанной Геродотом, сарматы произошли от браков скифов с амазонками. Название сарматов выводят от иранского слова ” саоромант ” – ” опоясан мечом”. Это был народ воинов – конников, вооруженных совершеннее, чем скифы. Сарматские женщины, занимали особое положение в племени, также умели ездить верхом, владеть оружием и вместе с мужчинами ходили в походы. Древнегреческие авторы писали, что ни одна сарматская девушка не выходила замуж, пока не убила врага. В ” Географии ” Страбона названы отдельные сарматские племенные объединения: аорсы, сираки, языги, роксоланы, а поля * Последние три связаны с территорией Украины. История сарматов наполнена войнами и походами. После завоевания Скифии сарматы становятся мощной политической силой в степях Причерноморья, с ними считались все близлежащие племена и государства.
Сарматские племена (языги и роксоланы) продвигаются все дальше на запад, в I в. до н.э. врываются через земли бастарны и даков в пределы Римской империи. Греческие города- колонии Причерноморья, оказываясь под постоянной угрозой разрушения сарматами, платят кочевникам огромные выкупы.
В конце I в. н.э. в причерноморских степях появляется новое объединение сарматских племен – аланы, покорившие всех других сарматов. Своими постоянными нападениями на восточные римские провинции и Закавказья, участием во всех войнах и ссорах соседних государств аланы внушали ужас всем оседлому населению. Направили свою военную экспансию сарматы и на север, на земли, где жили древнеславянские племена, и на северо-запад, в Приднестровье, где также проживало древнеславянский и гето- дакийское населения. В III в. н.э. аланы некоторое время были в союзе с готами, которые пришли в Причерноморье с берегов Балтики.
Конец аланском господству на южных землях Украины положили гунны, которые разбили сарматов Подонье. Уцелевшие аланы присоединились к гуннской орды и, пройдя через всю Европу, оказались аж в Африке. За время своего пребывания в Причерноморье сарматы сумели ” зварваризуваты ” местное население и его античную культуру, они даже входили в состав правящей династии Боспора.
О связи сарматов с древнеславянским населением свидетельствуют находки сарматских вещей в славянских могильниках. Очевидно, что эти связи не были ни прочными, ни особенно общительными, хоть какая-то часть сарматов все же вошла в славянское среду.