После смерти Сталина и потепление внутриполитического климата начался новый этап национально – освободительной борьбы в Украине. Его катализатором был мировой процесс деколонизации 50 – 60 – х годов, антикоммунистические волнения в так называемых странах народной демократии, в частности, в Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, а также мощный правозащитное движение, поощрен принятой 1948 общей Декларации прав человека.
Внутренними предпосылками оппозиционного движения были практически безгосударственный статус Украины, господство партийно – советской бюрократии, притеснения национального культурно – духовной жизни, целенаправленная русификация коренного населения.
Традиции национально – освободительной борьбы в новых условиях продолжили подпольные группы и организации, которые, отказавшись от вооруженных методов сопротивления режиму, пытались действовать мирными, конституционными средствами. Среди них широко известные Украинский рабоче – крестьянский союз (УРСС) во главе с юристом Левко Лукьяненко (1959 – 1961) и Украинский национальный фронт (УНФ) историка Дмитрия Квецко и филолога Зиновия Красовского (1964 – 1967).
Вместе хрущевская оттепель создала возможности зарождения неизвестного ранее движения и появления нового поколения борцов за спасение нации, ее духовности, культуры и языка, названных по времени расцвета их художественного таланта “шестидесятниками”, а за решительное неприятие господствующей идеологии – «диссидентами “.
Игнорирование коммунистическим режимом законов, норм и правил, подчинение интересов личности призрачным интересам коллектива и тоталитарного государства логично вызвали к жизни осуществляемый легально движение за права человека, жестоко преследовался режимом. Правозащитная течение сопротивления была представлена Украинской Хельсинской группы (УГГ, 1976 – 1988).
Немалый пласт антирежимной оппозиции составляли также борцы за свободу совести, в частности представители православной и репрессированных Украинской греко – католической и различных протестантских церквей. Среди известных деятелей этого движения Василий Романюк, Иосиф Тереля, Георгий Винс.
Опасных вольнодумцев изолировали в психиатрических больницах, в частности специального типа, которые были фактически психиатрическими тюрьмами. Попадали туда также те, кому нет антисоветизма, ни аморальщина приписать не удавалось, а кроме них – верующие с высшим образованием, нарушители границы, участники производственных конфликтов. Если у обычного заключенного все же была надежда пусть через 10 – 15 лет выйти на свободу, то в психбольнице могли «лечить»хоть до смерти. Для того чтобы превратить здоровых людей в психически больных, применялся целый набор средств. «Больного «диссидента помещали в среду убийц, насильников, параноиков под присмотром «санитара «из уголовников. А завершить дело помогали препараты для подавления воли, психики, интеллекта, памяти, эмоций. Среди жертв этого психически тюремного террора – генерал Петр Григоренко, математик Леонид Плющ, врач Николай Плахотнюк. Принудительного «лечения «потерпели Зиновий Красовский, Василий Рубан, Иосиф Тереля, Михаил Ковтуненко и многие другие. Учителя Виктора Рафальского пытали в психиатрических тюрьмах 27 лет (1954 – 1959, 1962 – 1964, 1967 – 1987). Общее количество заключенных психбольницы неизвестна. По подсчетам Леонида Плюща, в 70 – х годах их в СССР было около двух тысяч.
Кроме судебного активно использовалось и административное преследование диссидентов, а именно: увольнения с работы, исключения из КПСС, комсомола, творческих союзов, вузов и аспирантуры, изъятие из издательских планов и лишение права писать и рисовать, отказ в защите и утверждении защищенных диссертаций, забалотування на конкурсах в научных учреждениях, объявления всевозможных выговоров, лишения права на профессию и т.д..
По сталинской традиции наказанию подлежали не только сами диссиденты, но и их родители и дети, близкие родственники.
Украина, была Украинский рабоче – крестьянский союз (УРСС) под руководством Левка Лукьяненко. Она теоретически осмыслил и практически открыла новый, бескровный этап национально – освободительной борьбы.
В 1959 г. коммунисты, штатные пропагандисты Радеховского райкома партии Львовской области Левко Лукьяненко и Степан Вирун договорились о создании Украинского рабоче – крестьянского союза и обсудили проект ее программы. В проекте подвергались острой критике политика партии и правительства в годы голода в Украине 1932 – 1933 гг, массовые репрессии 30 – х годов в восточных областях, бюрократические методы руководства народным хозяйством и централизация его планирования, ограничения прав профсоюзов, социальный, политический и культурный гнет крестьянства, национальная политика в республике, обвинения миллионов украинского в национализме и физическое их уничтожение. Указывалось на то, что Украина лишена суверенитета, права политических и экономических отношений с другими государствами, а украинский язык не стал государственным, вытеснена из официального употребления. Поэтому Украине нужно воспользоваться своим конституционным правом и выйти из состава СССР. В независимой Украине политический строй должен быть советским, а экономический – социалистическим. Украина как самостоятельное государство должно было бы оставаться в содружестве социалистических государств. «Цель первого этапа нашей борьбы заключается в завоевании демократических свобод… Методы достижения этой цели мирные, конституционные “. Для пропаганды выхода Украины из СССР и создавалась УРСС. Если большинство нации не поддержала бы этой инициативы, то организация подлежала самороспуска.
На собрании членов союза 6 ноября 1960 был рассмотрен проект программы и задачи организации. Назначенное на 22 января 1961 следующее заседание не состоялось в связи с арестом 20 января руководителей УРСС.
Львовский областной суд на закрытом процессе в мае 1961 г. постановил Левка Лукьяненко расстрелять (Верховный Суд заменил этот приговор на 15 лет заключения), юристу Ивану Кандыбе присудил 15 лет, Степану Вирун – 12 лет, заведующему клуба с. Павлов Радеховского района коммунисту Василию Луцькиву и инженеру – землеустроителю облуправления сельского хозяйства Александру Либович – по 10 лет лагерей. Столько же получили член КПСС, следователь прокуратуры Перемышлянского района Иосиф Боровницький и милиционер из Львова Иван Кипиш (заменено впоследствии на 7).
Подпольную организацию Украинский национальный фронт образовали в октябре 1964 г. Дмитрий Квецко и Михаил Дьяк из Ивано – Франковской, Зиновий Красовский и Мирослав Мелень из Львовщины. Они разработали программу перестройки украинского общества на демократических началах. Цель деятельности организации – распад СССР, развал коммунистической системы, образования Украинского самостоятельного государства легальными методами. В Моршине, а затем в Карпатах они выдавали теоретический машинописный журнал «Воля и Родина “. На время арестов в 1967 г. вышло 16 выпусков. Распространяли также издание ОУН – УПА. В 1966 г. XXIII съезда КПСС и в центральные газеты прислали меморандум требованиям культурно – национального характера, обороны родного языка, возвращение украинского населения из московской неволи, реабилитации жертв сталинско – большевистского террора, равноправия народов СССР. В активе УНФ было более 150 человек на Львовщине, Ивано – Франковщине, Кировоградской и в некоторых других областях Украины. Следствие началось из найденных в Донецкой области листовок, подпольной литературы, журнала «Воля и Родина «и ареста 20 июля 1966 шахтера Николая Качура, который, между прочим, и помог раскрытию дела, за что был преждевременно уволен 1969 Весной 1967 г.. был арестован ведущих членов УНФ. В июле – августе приговорами Псковского областного суда Мирослав Мелень, Иван Губка и Григорий Прокопович получили по 6 лет лагерей строгого режима (ТСР) и 5 – ссылки.
В ноябре выездная сессия Верховного Суда УССР в Ивано – Франковске за активную деятельность в УНФ осудила Дмитрия Квецко до 5 лет тюрьмы, 10 – ТСР и 5 – ссылки, Зиновия Красовского и Михаила Благодарение – согласно 5,. 7 и 5 каждого, Ярослава Лесива и Василия Кулинина – до 6 лет ТСР.
Хрущевская оттепель конца 50 – х – начале 60 – х годов создала возможности для пробуждения национально – духовной жизни в Украине, представителем которого стала преимущественно молодая художественно – творческая элита. Это, в частности, поэты Василий Симоненко, Лина Костенко, Иван Драч, Николай Винграновский, критики Иван Дзюба, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, художник Алла Горская, театральный режиссер Лесь Танюк, кинорежиссер Сергей Параджанов, переводчик Николай Лукаш. Впоследствии к ним присоединились поэты Василий Стус, Василий Голобородько, Игорь и Ирина Калинец, Николай Холодный, писатель Борис Антоненко – Давидович, преподаватель Михаил Осадчий, историк Валентин Мороз, журналист Вячеслав Чорновил, художник Афанасий Заливаха, искусствовед Богдан Горынь, психолог Михаил Горынь, генерал Петр Григоренко, слесарь Иван Гель и многие другие.
Центром духовного и общественного становления многих шестидесятников был киевский Клуб творческой молодежи “Современник”. Возникновение его достигает 1959 г., когда в перед нового года были сформированы группы колядников из студентов театрального института и консерватории. Заводилой этого действа, а затем и президентом Клуба стал Лесь Танюк – студент режиссерского факультета театрального института. По инициативе Аллы Горской к ним примкнула большая группа художников – нонконформистов. Весной 1960 Клуб заявил о себе в полный голос. Он помогал молодежи приблизиться к народным истокам художественного слова, поэзии, театра, живописи, музыки, песни, речи, стал сценической площадкой, творческой лабораторией, выставочным залом молодого побеги украинской культуры. Поездки по Украине, шевченковские вечера, самиздат, знакомство с наследием расстрелянного украинского Возрождения, Быковня, трагедию которой первыми раскрыли Василий Симоненко, Алла Горская и Лесь Танюк, формировали мировоззрение независимых духом художников.
Под непосредственным влиянием киевского Клуб творческой молодежи под названием «Подснежник «появился и во Львове. В частности, толчком к его образованию был приезд 1962 во Львов Ивана Дзюбы, Николая Винграновского и Ивана Драча. Президентом Клуба избрали Михаила Косова. Подобные клубы появились в Днепропетровске, Одессе и других городах.
Непрочная “оттепель «заканчивалась. Хрущев в декабре 1962 г. в московском Манеже громил художников – формалистов. ‘ Начали искать таких и в Украине. Запретили ряд спектаклей, в частности, поставленных Л. Танюком, с эскизами декораций А. Горской и среди них – по поэме И. Драча “Нож в солнце “, пьесу М. Кулиша «Так погиб Гусыня “, “Правду и несправедливости «Михаила Стельмаха. Пытались помешать проведению вечеров памяти Т. Шевченко. Разгромили в Киевском университете витраж, посвященный Шевченко, – произведение Аллы Горской, Людмилы Семикиной, Афанасия Заливахи, Галины Зубченко и Галины Севрук, а также композицию Горской и Владимира Прядки в 13 – й комнате Октябрьского дворца, где собирался Клуб. Трижды избили В. Симоненко, преследовали Л.Танюка и А. Горской. Клуб творческой молодежи закрыли 1964 Попытка 1965 образовать вместо КТМ дискуссионный клуб успеха не имела: после двух заседаний его разогнали.
Неординарным событием духовной жизни Украины 60 – х годов стала проведенная Киевским университетом и Институтом языкознания АН УССР 11 – 15 февраля 1963 республиканская научная конференция по вопросам культуры украинского языка, на котором были осуждены русификация и сужение сферы функционирования родного языка, что ставило под угрозу само существование украинского этноса. Конференция признала абсурдной теорию о двуязычии нации. Она нарушила ходатайство ЦК КПУ и правительством Украины о преподавании на украинском языке в вузах, техникумах и ПТУ, а также воспитание в дошкольных учреждениях, о производстве дел на предприятиях, в организациях, на транспорте, в торговле на украинском языке. Это же касалось научно – исследовательских учреждений, издательств, киностудий. Речь шла, следовательно, о предоставлении украинскому языку статуса государственного. Было и немало других конструктивных предложений, погребенных в недрах бюрократического аппарата.
Распространенным проявлением духовного сопротивления тоталитаризму и подавлению национального самочувствия стали шевченковские праздники, устроение, в частности, 22 мая, в день перезахоронения Кобзаря в Каневе, как альтернатива заорганизованных официальным вечерам памяти поэта. Студенты, молодежь, члены Клуба творческой молодежи клали цветы к памятнику, читали Шевченко и собственные стихи, пели песни. Праздники запрещали, организаторов вызвали в разные «инстанции”, угрожали им, участников разгоняли, арестовывали. Но преследования лишь умножали ряды поклонников национального гения.
Кроме Шевченковский организовывались походы с факелами к памятнику Ивану Франко и вечера, посвященные его творчеству, песни межвузовского фольклорно – этнографического странствующего хора «Жаворонок»на берегу Днепра, купальские праздники, поэтические встречи.
Не прошло и года правления Л. Брежнева, как развернулся новое наступление на инакомыслящих. С 24 августа по 4 сентября 1965 Украина прокатилась волна политических арестов. В Киеве, Львове, Одессе, Ивано – Франковске, Тернополе, Луцке, Феодосии был задержан два с половиной десятка человек. Дела 18 из них рассматривались судами. Одессита Святослава Караванского, осужденного 1945 г. на 25 лет за связи с ОУН и амнистированного 1960 г., вернули досиживать указанный срок. Этим были «отмечены «его активная литературная и общественная деятельность, борьба с русификацией и протесты против августовско – сентябрьских арестов. Некоторых из арестованных освободили «за недостатком улик «или по другим причинам (например, киевлянина И.Свитлычного, М. Косив, бухгалтера С. Батурина и инженера Г. Садовскую из Львова, учителя с Ивано – Франковщины В.Иванишина и др.)., но под следствием в тюремных камерах они провели немало времени (Иван Светличный, в частности, 8 месяцев, Михаил Косив и другие – по 5). И дальнейший путь их был тернист: увольнения с работы, запрет выдаваться, творчески работать, публично выступать.
Во Львове судили наибольшую группу диссидентов из 7 человек. 23 марта 1966 на закрытом заседании получил 6 лет ТСР художник Феодосийского театра Михаил Масютко. Обыском у него обнаружили статьи разных авторов и собственные, квалифицированы как «антисоветские материалы”.
25 марта Львовский областной суд отправил в TCP на 3 года слесаря стекла завода, пятикурсника вечернего отделения исторического факультета университета Ивана Геля, у которого нашли проект программы Украинской национальной партии. Модельер – конструктор Ярослава Менкуш тем же приговором получила два с половиной года ТСР, но Верховный Суд УССР уменьшил наказание до одного года. По возвращении из Мордовии на работе ее не восстановили и из Львова выселили.
В середине апреля на скамью подсудимых посадили научного сотрудника Львовского музея украинского искусства Богдана Горыня, его брата Михаила – психолога завода автопогрузчиков, старшего преподавателя кафедры журналистики Львовского университета, заместителя секретаря факультетской парторганизации, а перед этим – инструктора обкома партии Михаила Осадчего и литературного редактора областного архива Мирославу Зваричевская. Получили они соответственно 6, 4 и 2 года ТСР, а М. Зваричевская – 8 месяцев лишения свободы, то есть время пребывания в следственном изоляторе КГБ.
Пять инакомыслящих был привлечен к суду в Киеве. 11 марта 1966 получил 5 лет ТСР пятикурсник мединститута, один из организаторов капеллы бандуристов, группы колядников и участник хора «Жаворонок»Ярослав Геврич. Правда, Верховный Суд УССР уменьшил ему реченець до 3 лет.
Двумя неделями позже состоялся процесс над Евгенией Кузнецоною, Александром Мартыненко и Иваном Русином. 52 – летняя лаборантка химического факультета Киевского университета, автор изобретений и трех публицистических статей «Мои размышления”, “Уроки истории «и «Националисты ? «Е. Кузнецова была отправлена на 4 года в ТСР. Старший инженер Киевского научно – исследовательского геолого – разведочного института Александр Мартыненко получил 3 года ТСР. А работник «Киивоблпроекту «и хорист капеллы “Жаворонок «Иван Русин по той же статье 62 УК УССР – 1 год ТСР. Осужден на 3 года лагерей ученый Николай Гринь после публичного раскаяния получил условное наказание.
Уроженец Харьковщины художник Афанасий Заливаха почти всю сознательную жизнь (до 36 лет) находился за пределами Украины, но после неоднократных посещений облюбовал себе и землю, и народ и в конце 1961 переселился в Ивано – Франковскую. В апреле следующего года устроил персональную выставку, которую через несколько дней указанием обкома партии закрыли за «упаднические настроения “. В 1964 г. принял участие в создании Шевченковского витража в Киевском университете, уничтоженного по распоряжению партийных органов. Закрытым заседанием Ивано – Франковского суда в марте 1966 художник был приговорен к 5 годам ТСР.
Дела Валентина Мороза и Дмитрия Иващенко рассматривались в январе 1966 г. в Луцке. Преподаватель истории Луцкого, а впоследствии – Ивано – Франковского пединститута В. Мороз получил 4 года ТСР. По “изготовление и распространение в лагере антисоветских рукописей и рефератов «он вместе с Горынем, М. Масютко и Л. Лукьяненко получил в декабре 1966 г. 6 месяцев лагерной тюрьмы. Освобожденный И сентября 1969, он за несколько очередных публикаций через 9 месяцев был арестован и получил 6 лет спецтюрмы, 3 года ТСР и 5 лет ссылки. В числе пяти диссидентов его в апреле 1979 обменяли на двух разоблаченных в СЕЛА советских разведчиков. Ассистент Луцкого пединститута Дмитрий Иващенко получил 2 года ТСР.
Того же 1966 г. были осуждены учитель из Ивано – Франковщины Михаил Озерный и рабочий – писатель из Житомира Анатолий Шевчук.
Аресты и суды 1965 – 1966 гг вызвали многочисленные протесты смельчаков, сознательно ставили под угрозу свою судьбу и волю, но молчать не могли. 4 сентября 1965 на премьере фильма Параджанова «Тени забытых предков»в кинотеатре «Украина «с резким осуждением репрессий выступили Иван Дзюба, Вячеслав Чорновил и Василий Стус. В ноябре в защиту арестованных обратились в ЦК КПСС кинорежиссер С. Параджанов, композиторы В. Кирейко и П. Майборода, писатель Л. Серпилин, поэты Л. Костенко и И. Драч, авиаконструктор А. Антонов. 78 деятелей украинской культуры заявили протест против закрытых процессов и грубого обращения с подсудимыми в письме к прокурору УССР и председателя КГБ. Представление в Верховный Суд УССР по А. Заливахи осуществила 20 апреля 1966 группа членов Союза художников СССР. Позже, в апреле 1968 г., 139 деятелей науки, литературы и искусства, рабочих и студентов выразили возмущение политическими процессами 1965 – 1966 гг в письме к Л. Брежнева, А. Косыгина и М. Подгорного. Но единственным ответом на все письма, ходатайства и протесты были новые репрессии. Однако именно “благодаря»арестам и судам 1965 – 1966 гг шестидесятники стали известны Украины и миру.
противостояние не впокорилы верующих, закрылись в храме. Церковь отстояли, но «организаторов»сопротивления было жестоко наказаны. В.Василик по ст. 62 УК УССР получил весной 1968 7 лет ТСР и 3 – ссылка.
В следующем году украинским православного священника А. Бойко за написание книги «Человек – человеку «и создание в лагере организации для защиты прав человека были приговорены к расстрелу.
Жестоких преследований подверглись священники Украинской греко – католической церкви, не признали решений Львовского собора 1946 Большинство из них были осуждены на длительные сроки заключения. Такая судьба постигла, в частности, отца Романа Бахталовский из Коломыи, епископа Василия Величковского, священника Петра Городецкого, получившие по 3 года лишения свободы в конце 60 – х годов.
Большую опасность для властных структур составляли диссиденты не только на свободе, но и в тюремных камерах. Летом 1969 года в Владимирской тюрьмы против С. Караванского было возбуждено новое уголовное дело по ст. 702 УК РСФСР (соответствует ст. 62 УК УССР). Непосредственно в тюрьме 14 – 24 апреля 1970 состоялся “открытый»суд. Обвинение: несколько статей и стихотворение, написанное тайнописью. Весомая вина – материалы по расстрелу польских офицеров в Катыни, полученные от свидетелей трагедии, которые получили по 25 лет за показы немецкой комиссии и сидели в этой же тюрьме. Суд определил Караванском 5 лет тюрьмы плюс 3 года ТСР, плюс недобутий срок, но суммарно не более 10 лет (то есть максимальную санкцию по упомянутой статье).
В июле 1969 Львовское УКГБ арестовало ученого УНДИ биохимии и физиологии животных, одного из основателей Общества культурных связей с украинской за рубежом (1960) Василия Ривак по несколько писем в «Правду»по поводу русификации и чрезмерной централизации. Бывший узник Березы Картузскую Ривак 1943 эмигрировал на Запад, окончил Римский университет, а в 1957 г. растроганный десталинизацией, вернулся в Украину. Призвал возвращаться и других, пока не почувствовал на себе все «прелести «социалистической демократии.
В. Ривак еще «повезло”. Его в январе 1970 отпустили за недостатком улик. А Степана Бедрило, работавший в украинской сельскохозяйственной академии, не дав защитить кандидатскую диссертацию, в том же месяце осудили на 4 года ТСР за изготовление и распространение листовок о самосожжения В. Макуха (Верховный Суд уменьшил реченець до 2 лет).
Открытки использовали многие участники освободительной борьбы, особенно молодежь. Часто к этому средству прибегали учащиеся школ и студенты. В январе 1970 в селе Белятичи Сарненского района Ровенской области несколько раз были разбросаны и расклеены обращения за подписью «Комитет»Воля «о неравноправие советских народов и бешеную русификацию, которой предлагалось сопротивляться. Они призвали чтить память земляков, сложивших головы за свободу и зависимость Украины. Вскоре были арестованы трое учащихся 6 – 8 классов. Хотя их потом отпустили, но в результате допросов один из них сошел с ума.
4,5 года ТСР в январе 1970 получил поэт из Днепропетровска Иван Сокульский за подготовку 1968 письмо на имя В. Щербицкого, Ф. Овчаренко и Д. Павлычко (секретаря СПУ), который подписали около 300 представителей творческой молодежи города, о русификации Украины, преследования интеллигенции и защиту романа Олеся Гончара “Собор”. По этому же обвинению поэт Николай Кульчинский и ассистент Днепропетровского металлургического института Виктор Савченко получили соответственно 2,5 лет лагерей и 2 года условно.
Преподавателя высшей математики Ужгородского университета коммуниста Павла Кампова арестовали 16 июня 1979 по обвинению в написании книги «25 лет надежд и разочарований «под псевдонимом Петра Подкарпатское. Да еще в выборах в Верховный Совет СССР его фамилию среди других альтернативных записала в бюллетени часть избирателей. Результат – 6 лет ТСР и 3 года ссылки.
Поэт и композитор, учитель Борщева Тернопольской области Николай Горбаль написал поэму «Дума”, посвященную расстрелянным кобзарям. Она существовала лишь в двух экземплярах и была прочитана разве одному человеку, но 24 ноября 1970 Горбаля арестовали и 13 апреля в течение двух часов осудили на 5 лет пребывания в колонии строгого режима и 2 года ссылки, добавив к обвинению его высказывания об отсутствии в СССР демократии.
Кроме упомянутых течение 1967 – 1970 гг были арестованы и осуждены Николай Коц (7 лет ТСР и 5 – ссылки), Андрей Коробань (6 лет ТСР и 3 – ссылка), Яков Сусленский (7 лет заключения), Петр Рубан (5 лет заключения), Богдан Ребрик, Владислав недобор, Владимир Пономарев, Борис Кочубиевський (по 3 года) и другие.
Коммунистический репрессивный режим не удовлетворялся судебными процессами и жестокими приговорами. Всех инакомыслящих переселить в тюрьмы и лагеря не было ни возможности, ни даже формальных оснований. Для их запугивания и политической нейтрализации широко использовались внесудебные преследования, в частности, аресты, обыски, допросы, увольнения тии обучения, исключения из КПСС, административные наказания. Так, 22 мая 1967 во время празднования памяти Т. Шевченко в Киеве милиция разогнала поклонников поэта и задержала Игоря Лугового, Владимира Коляду, Леона Ротштейна, Виктора Могильного. Возмущенная община двинулась к зданию ЦК КПУ. Ее не смогли остановить ни милицейские кордоны, ни поливочные машины, ни министр охраны общественного порядка Иван Головченко. Только освобождение арестованных успокоило демонстрантов.
Многократные и унизительные обыски должны были запугать диссидентов, дать основания для репрессий. Угрозой советской власти объявлялось всякое живое, правдивое слово. Например, обыском у Григория Кочура в ноябре 1968 г. было изъято трактат Сахарова и подброшенную кагэбистами открытку. 8 января 1969 в Ярослава Кендзера в – результате обыска отобрали «Черный совет «П. Кулиша и открытое письмо в редакцию «Литературной Украины “. Как антисоветскую литературу у Валентина Мороза 29 апреля 1970 забрали «Мальвы «Романа Иваничука, “Кот Мурка «Ирины Калинец, стихи В. Симоненко, Л. Костенко, М. Винграновского, И. Драча.
Освобождение от должностей и запрет на профессию, другие наказания по политическим мотивам были обычными, широко применяемыми репрессивными средствами. Так, за подписание письма в адрес Брежнева, Косыгина и Подгорного с протестом против диссидентских судебных процессов 1965 – 1966 гг в 1968 были лишены работы историк Михаил Брайчевский, филолог Михайлина Коцюбинская, композитор и искусствовед Леопольд Ященко, физик Ирина Заславская, преподаватель КГУ Виктор Боднарчук, математик Михаил Белецкий, кибернетик Леонид Плющ и другие. Часть подписантов исключена из вузов (Л. роскошными), творческих союзов (А. Горская, Г. Севрук, Л. Семыкина), КПСС (Г. Дворко, И. Драч), не рекомендуется на конкурсные должности и преподавания (Ю. Березинский, В. Скороход), получила строгие партийные взыскания (Л. Коваленко, Ю. Цехмистренко, Б. Харчук, В. Зарецкий).
Еще одним звеном этого карательного цепи можно считать убийства при невыясненных обстоятельствах, объективно выгодные режима. Достаточно назвать имя одаренной художницы Аллы Горской, найденной с проломленным черепом конце ноября 1970
Репрессии 60 – х годов не только не отбила инакомыслящих от политической борьбы, но и предоставили тем, кто остался на свободе, вдохновения и отваги. Собственно после массовых арестов 1965 Иван Дзюба взялся за кропотливое исследование истоков, причин акций протеста передовой интеллигенции Украины, в частности в области национальной политики, и в конце того же года послал его «под названием «Интернационализм или русификация ? «Партийном и советскому руководству СССР и УССР. Автора уволили и добивались отречения от написанного, а взамен – подготовки статьи о расцвете Советской Украины. Вскоре переводы кныш вышли за рубежом. В 1969 г. появилась бранная брошюра «Что и как отстаивает И. Дзюба “, подписанная псевдонимом Богдан Стенчук, на остроумно отреагировал Вячеслав Чорновил самиздатовские брошюрой «Как и отстаивает Богдан Стенчук “. Хотя Дзюбу и заставили написать в СПУ покаянное письмо (декабрь 1969 г.), его все же арестовали и 18 месяцев держали за решеткой. Но было это уже во время второй волны репрессий 1972
В конце 60 – х годов к активному общественно – политической жизни постепенно возвращались освобождены заключений после отбытия реченця за приговорами 1966 Например, Иван Гель сразу после возвращения во Львов организовал подпольное издание книги Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация ? “, Труда Валентина Мороза «Среди снегов “, стихов Игоря Калинца, ряда других произведений, писал предисловия, собственные статьи.Важным этапом национально – демократического движения в Украине и весомым заделом «шестидесятников «стало издание журнала «Украинский вестник “, первые шесть выпусков которого появились в 1970 – 1972 гг Задумал этот подпольный журнал Вячеслав Чорновил еще в заключении на Винниччине, а работу над ним начал после возвращения во Львов 1969 Выход журнала организационно обеспечивали Атена Пашко, Людмила Шереметьева (Дашкевич), Ярослав Кендзер, Михаил Косив и другие, а за границу доставляла украинского из Чехословакии Анна Коцур. Журнал сплотил вокруг себя незаурядно мыслящих патриотов Украины и достойно представлял украинскую общественно – политическую мысль за рубежом. Издание было прервано арестом редактора.
Оппозиция 60 – х годов подготовила почву для дальнейшей борьбы за демократизацию общества, освобождения Украины от колониальной зависимости и возвращение ее народа в лоно мировой цивилизации.