Излом 30- 40- х годов ознаменовался резкими переменами в жизни украинского населения на западноукраинских землях, захваченных после первой мировой войны Польшей, Румынией и Чехословакии. Лишенное реального права самостоятельно решать свою судьбу, оно стало заложником политической игры, которую вели между собой крупные европейские государства – Германия, СССР, Великобритания, Франция, Италия. По достигнутым закулисными соглашениями, Закарпатье было оккупировано Венгрией, а Западная Украина, Северная Буковина, Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии присоединены к СССР.
Решающая роль в таком распределении украинских земель принадлежала Германии. Гитлеровская дипломатия, пытаясь любой ценой ревизовать поверсальську систему и учитывая сложность национальных отношений в Европе, использовала факт нахождения части украинских этнических территорий в составе нескольких европейских стран и неравноправное положение там украинского национального меньшинства в качестве средства давления на их правительства. Значительно расширила такие возможности для Германии достигнута вместе с Италией, Францией и Великобританией Мюнхенское соглашение. Она, положив начало расчленению и ликвидации Чехословакии, существенно изменило соотношение сил в Европе в пользу фашистских государств. Воспользовавшись тем, что на роль участников разделения ” чехословацкого наследства” настойчиво претендовали Венгрия и Польша, чрезмерного усиления которых, в свою очередь, особенно опасались Румыния и Югославия, немецкое внешнеполитическое ведомство стремилось разжечь противоречия между указанными государствами в свою пользу. Германия сразу дала понять им, что только она может быть арбитром между ними. По принципиальное согласие хортистской Венгрии присоединиться к антикоминтерновского блока уже 2 ноября 1938 министры иностранных дел Германии и Италии дали согласие на передачу ему южной Словакии и части Закарпатья с городами Ужгород, Мукачево и Берегово.
Провозглашение автономии Карпатской Украины стало удобным поводом для немецкой дипломатии развернуть пропагандистскую акцию вокруг украинского вопроса с целью усиления давления прежде всего на венгерский и польский правительства. Демонстративные жесты гитлеровских чиновников по налаживанию экономических связей с правительством Карпатской Украины, открытие в ее столице – городе Хусте – немецкого консульства, как и выступления немецких средств массовой информации о возможности создания украинского государства в Восточной Европе под эгидой Германии, – все это вызвало иллюзию поддержки подобных планов. И если на Закарпатье и особенно в Западной Украине спекулятивные мероприятия нацистов порождали надежды в части украинской политической элиты на то, что Карпатская Украина станет плацдармом для создания Великой Украины за счет присоединения в будущем советской Украины, Галичины, Волыни, Буковины, то в правящих кругах Польши, Венгрии, Румынии, СССР, которых отнюдь не устраивала подобная перспектива, действия Германии не могли не вызывать беспокойства. Тем более, что провозглашение автономии Закарпатья в Европе часто расценивалось как немецкая идея.
Однако трагическая история Карпатской Украины показала всем, что Гитлер никогда не рассматривал украинский вопрос в интересах украинского народа. Чтобы развеять опасения своих венгерских союзников и поощрить их к еще большему взаимному сближению, немецкое руководство в марте 1939 г. дало согласие на оккупацию всего Закарпатья.
Западноукраинские политические круги были разочарованы и растеряны: исчезала, казалось, близка надежда на собственную украинское государство. Зато демонстративное охлаждения внимания к этой проблеме со стороны Германии было положительно воспринято правящими кругами СССР, для которых такое близкое существование пусть небольшой, но украинского государства, было нежелательным, и поэтому нота советского внешнеполитического ведомства немецкому послу в Москве 18 марта 1939, в которой выражался протест против оккупации и вторжения венгерских войск в Закарпатье, имела лишь формальный характер, поскольку все последующие мероприятия дипломатии СССР были направлены прежде всего на сближение с Германией.
И если сначала инициатива активизации и укрепления взаимных контактов, как свидетельствуют опубликованные немецкие документы, в большей степени исходила от Советского Союза, то с конца июля, когда Германия начала непосредственную подготовку к нападению на Польшу, инициативой завладели немцы, которые считали возможным путем улучшения отношений с СРСВ избежать угрозы войны ” на два фронта “. На фоне безуспешных переговоров между СССР, Великобританией и Францией немецкая сторона, стремясь любой ценой предотвратить сближение Советского Союза с западными державами, декларировала ему значительные территориальные уступки, в том числе и за счет украинских этнических земель. “Отказ от Прибалтики, Бессарабии, Восточной Польши (не говоря уже об Украине) – в данный момент минимум, на который немцы пошли без долгих раздумий, только бы получить от нас обещание невмешательства в конфликт с Польшей”, – сообщал в то время поверенный в делам СССР в Германии Г.Астахов в Москву.
При таких условиях советское правительство пошло на заключение договора о ненападении с Германией. Он был подписан в Кремле в ночь с 23 на 24 августа
1939 после длительных переговоров министров иностранных дел СССР Молотова и Германии Риббентропа в присутствии Сталина.
Договор, вошедший в историю как ” пакт Молотова – Риббентропа “, состоял из семи статей и предусматривал обязательство обеих сторон воздерживаться от агрессивных действий и любого нападения в отношении друг друга, как порознь, так и совместно с другими государствами. Отдельной частью советско – германского договора стал секретный протокол, в котором был обусловлен территориальное устройство будущей Европы. Отдельное его положение касалось украинских земель: “В случае территориально – политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, – читаем в этом документе, – предел сфер и интересов Германии и СССР будет проходить примерно по линии рек Нареву, Вислы и Сана “. Итак, большая часть Западной Украины, согласно условиям протокола, должна была отойти к Советскому Союзу.
Оба эти документа – договор о ненападении и секретный протокол как единое целое очевидно противоречили принципам международного права, игнорировали общепризнанные нормы международных отношений и, по сути, были противоправными, поскольку основывались на насилии по третьей страны. Они не только не отбила угрозы гитлеровской агрессии, нависшей над СССР, но еще больше обострили эту опасность, способствовали международной изоляции Советского Союза.
Однако такое развитие советско-германских отношений, компромисс, зафиксированный в договоре о ненападении, и особенно в его тайном протоколе, были в значительной степени обусловлены фундаментальной общностью интересов двух тоталитарных режимов, диктаторов обоих государств. Как Гитлер, так и Сталин, рассматривая механизм практической реализации своих представлений по перестройке мира, считали исторически правомерным насилие, более того, видели в этом самый эффективный и единственно правильный путь. их сближала общая ненависть к демократии, гуманизма, пренебрежение к нормам морали. Общим было и то, что, ликвидировав свободы внутри страны, обуздав силы свободного развития, оба режима вынуждены были форсировать внешнеполитическую активность для уравновешивания внутренней скованности, оправдание репрессивных порядков.
Западная Украина интересовала Сталина прежде всего как новое владение империи, а также как зона безопасности на ее западных границах. Одновременно, воспользовавшись благоприятным моментом, сталинский режим стремился как можно скорее положить конец ненавистному ему национально – освободительному движению украинского населения на западноукраинских землях, не допустить его активизации на территории советской Украины. В этом наглядно проявлялась стандартность действий российской внешней политики, которой всегда была свойственна склонность путем инкорпорации противной стороны решать свои внутренние проблемы.
Добившись подписания с СССР договора о ненападении, Гитлер приступил к осуществлению своих. замыслов. Подразделения вермахта, совершив нападение на НАЧАЛО Польшу, в 4:00 45 минут 1 сентября 1939
решили вторую мировую войну. Несмотря на упорное сопротивление польских войск, к которым было мобилизовано и 150 тыс. украинском, немецкие дивизии, имея существенное преимущество в силах, боевой подготовке и технической оснащенности, быстро продвигались на восток и 8 сентября вышли к Варшаве. До 15 сентября основные силы польской армии были разбиты, немцы взяли Люблин и подошли в Брест и окрестности Львова, заняли Владимир – Волынский и Дрогобыч. Военные действия велись на территории Западной Украины.
Акт агрессии заставил правительства Великобритании и Франции, связанных с Польшей обязательствами о предоставлении немедленной помощи, объявить 3 сентября войну Германии. Однако в первые месяцы войны их участие в ней была символической. После нескольких безрезультатных попыток переговоров с гитлеровцами союзники приняли тайное решение не приступать к активным боевым действиям против Германии. Началась “странная ” война, которая стала логическим следствием и продолжением мюнхенской политики правящих кругов Великобритании и Франции. Польша оказалась на пороге военно – политического краха.
Появление немецких дивизий у обусловленной тайным протоколом демаркационной линии активизировала действия советского руководства, которое на первых порах на все попытки Гитлера втянуть СССР в военный конфликт (ноты от С, 5 и 8 сентября) не решалось на этот шаг, который бы засвидетельствовал прямую совместную ответственность за агрессию против соседнего государства. Одновременно боясь потерять достигнутые договоренности, Москва 10 сентября дала понять Берлину, что для нее вопрос стоит только о Западной Украине и Западную Белоруссию. В частности, Молотов в телеграмме Риббентропа отметил: если выступление советских войск и состоится, то только с таким обоснованием, что Красная армия выступает на защиту населения Западной Украины и Западной Белоруссии от немецкой угрозы. Это вызвало в Берлине недовольство. По требованию немецкой стороны с советской ноты польскому правительству антинацистское пункт был удален, зато появилось формулировку: ” советское правительство не может равнодушно
относиться к тому, что единокровные украинской и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Учитывая такое обстоятельство, советский в советов дал такое распоряжение Главному командованию Красной армии: отдать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии ». Эта нота в ночь с 16 на 17 сентября 1939 г. была вручена польскому послу в Москве. В тот же день рано утром части Красной армии перешли государственную границу и вступили на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии.
Советская нота утверждала прекращения существования Польского государства, его полное банкротство. Это должно было означать, что нельзя вести войну с несуществующей страной. Деморализована политическая верхушка Польши не решилась даже де- юре объявить войну СССР. Главнокомандующий польской армией Рыдз – Смиглы издал только директиву, в которой приказывал своим войскам отступать кратчайшими путями к Румынии и Венгрии, не вступая в бои с Красной армией, за исключением случаев нападения с его стороны. Для осуществления похода в Западную Украину был создан Украинский фронт, командующим которого назначен маршала Семена Тимошенко. Советские войска 17 сентября вступили в Тернополь, Збараж, Ровно. На следующий день – в Луцк, Станислав, Галич, 22 сентября – во Львов, 24 сентября – Дрогобыч, 26 сентября – Самбор и Яворов, 27 сентября – Старый Самбор. После 12 -дневного марша и коротких боев с отдельными польскими частями Красная армия вышла на Западный Буг и Сян, где и остановилась.
Между СССР и Германией 28 сентября был подписан договор о дружбе и границах, который вычеркнул Польское государство с карты Европы. По этому договору в состав СССР отошла и большинство территорий Западной Украины (кроме Холмщины, Подляшья, Посяння, Лемковщины), зато, по предложению Сталина, все поприще от Вислы до Буга перешел в Германию. Воинские части обеих сторон, которые в отдельных местах перешли обусловленную линию разграничения, получили приказ отойти, что и было исполнено. Границы СССР подвинулись на запад на 250-350 км.
Вступление Красной армии вызвал неоднозначную реакцию местного населения – от полного неприятия до горячей поддержки. Сразу началось массовое бегство на Запад польских офицеров, высших государственных служащих, функционеров политических партий и др.. И хотя были среди них те, кто выезжал с целью соединиться с родными, кто не желал стать невольной жертвой военного конфликта, большинство из них толкала за границу ненависть к Советскому Союзу и осознание опасности возможных репрессий. Однако основная часть интеллигенции осталась и заняла целом выжидательную (с разными оттенками) позицию, надеясь на мирное сожительство с новой властью.
Поддержку приход советских войск получил прежде всего среди неимущих слоев населения. Для идеологической дезориентации местных жителей советское – руководство умело использовало привлекательность лозунгов национального освобождения и социальной справедливости, под которыми осуществлялся поход Красной армии. Поэтому во многих местах красноармейцев встречали хлебом и солью, а в отдельных городах и селах были сделаны даже специальные поздравительные арки, украшенные цветами, флагами, лозунгами. Американский профессор польского происхождения Ян Гросс отмечает: ” В хуторах, селах и городах Красную армию приветствовали большие или меньшие, но в любом случае заметны дружески настроены толпы. Они состояли из молодежи белорусской, еврейской и украинской национальности. Люди строили триумфальные арки, украшенные красными или желто – синими флагами, время забрасывали войска цветами… приветствовали хлебом и солью “. Узнав о вступлении войск СССР в Западную Украину, многие местные активистов, прежде бывших членов Коммунистической партии Западной Украины, создавали отряды рабочей гвардии и сельские жены, разоружали полицию, отстраняли от власти представителей польской администрации, в отдельных местах организовывали новые местные органы власти – ревкомы.
Эти и другие меры, направленные на утверждение народного самоуправления и правопорядка, подкрепленные проукраинскими жестами советской военной администрации, не могли не вызвать благосклонной реакции западноукраинского общественности. Во Львове 26 сентября состоялось совещание представителей украинских культурно – образовательных организаций и обществ, которые поздравили действия правительства Советского Союза. Еще раньше, 24 сентября 1939, о своей готовности сотрудничать с новой властью при условии сохранения основных очагов ранее организованного культурной и экономической жизни украинского заявила на встречах с официальными военными и гражданскими представителями СССР делегация галицких политиков во главе с Константином Левицким.
Еще не установив полного контроля над Западной Украиной, советское руководство приступило к юридическому оформлению ее нового статуса.
Детально разработанный план действий в этом направлении был утвержден 26 сентября 1939 в Москве на заседании политбюро ЦК ВКП (б) под председательством
Сталина. Этот план предусматривал созыв 26 октября того же года во Львове Народного Собрания Западной Украины, которые должны были решить вопрос о вхождении Западной Украины в СССР, о характере новой власти, о национализации банков и крупной промышленности, о конфискации помещичьих земель. На заседании были определены: день проведения выборов, норма представительства (1 депутат на 5000 избирателей), другие организационные мероприятия выборов, а также полностью согласованную повестку дня Народного Собрания.
Начало реализации задуманного Сталиным и его окружением положила постановление ЦК ВКП (б) от 1 октября 1939 ” О вопросах Западной Украины и Западной Белоруссии”, которая определила ответственными за проведение Народного Собрания воеводские, городские и уездные временные управления, уже с участием уполномоченных ЦК КП (б) У заменили на местах ревкомы и взяли на себя функции новых органов власти. 4 октября Львовское временное управление обратилось в Луцкий, Станиславского и Тернопольского временных управлений с предложением созвать Народное Собрание Западной Украины. Постановлением Военного Совета Украинского фронта 5 октября был утвержден состав комитета по организации выборов, а на следующий день – положение о выборах, назначенных на 22 октября.
В ходе предвыборной кампании почти ежедневно организовывались митинги и собрания населения, на которых ораторы единогласно высказывались за воссоединение Западной Украины с Советской Украиной. В большинстве случаев чувство рабочих, крестьян, представителей творческой интеллигенции были искренними и их речи соответствовали мыслям и настроениям подавляющей части жителей края, особенно украинским, которые жили идеей соборности Украины. Другое дело организаторы предвыборной кампании, которые сознательно использовали ними же пробудившийся энтузиазм и подъем для обеспечения нужных результатов выборов.
По официальным данным, в голосовании приняли участие 92,83 % избирателей, из которых 90,93 % отдали свои голоса за заранее подобранных органами власти кандидатов. Подавляющее их большинство (92,2 %) составляли украинском.
Одновременно голосование показало неоднозначность отношения различных социальных и национальных групп к переменам, обусловленных вступлением Красной армии. Не появилось или голосовал против более 700 тыс. человек. Кроме того, 75 925 бюллетеней признаны недействительными. При безальтернативности выборов (в каждом из 1495 избирательных округов было зарегистрировано только по одному кандидату) 11 депутатов так и не был избран.
Недовольство вызвал и сам способ, которым происходило созыва Народного Собрания, исключающим любую возможность предвыборной борьбы различных политических сил, а также отсутствие действительно тайной процедуры голосования. На местах было сделано все, чтобы не допустить выдвижения и главное регистрации в качестве возможных кандидатов в Народное Собрание представителей бывшей политической элиты. Показательно, что среди 44 официальных лозунгов, под которыми проходила предвыборная кампания, были и такие: ” Только одна партия большевиков верная интересам трудящихся всего мира! “, « Трудящиеся Западной Украины, ведите жестокую борьбу против всех буржуазных националистических партий, заклятых врагов трудового народа ! “, ” Пепеесивци, ундовци, сионисты, поалейционисты, бундовцы – приспешники помещиков, капиталистов и польских панов – предатели интересов трудового народа. ”
Поэтому не случайно, что среди зарегистрированных кандидатов в депутаты насчитывалось 98 членов ВКП (б) (т.е. граждан СССР), 81 член КПЗУ, 51 представитель других партий, остальные 1265 человек – беспартийные. Показательно и то, что в результате соответствующего подбора кандидатов среди избранных в Народное Собрание депутатов лица с высшим образованием составляли лишь 5,2 %, средней – 20,6 %, тогда как с начальной – 72,6 %, неграмотные – 1,6 %.
На характер выборов наложили отпечаток чрезвычайно сжатые сроки предвыборной кампании (на весь процесс выдвижения и регистрации кандидатов отводилось всего четыре дня: с 14 по 17 октября) и недостаточная осведомленность с правилами голосования. Было немало случаев, когда избиратели бойкотировали выборы. Однако все это существенно не повлияло на общие показатели. Судя по организационному обеспечению выборов в Народное Собрание, внимания к ним партийно -государственного руководства, следствие этой акции был предусмотрен.
Согласно разработанному сценарию Народное Собрание Западной Украины, которые состоялись 26-28 октября 1939 г. в Львове, единогласно приняли декларации об установлении советской власти на всей территории Западной Украины и воссоединения с Советской Украиной, о национализации банков и крупной промышленности, о конфискации помещичьих и монастырских земель. Так решениями Народного Собрания был решен вопрос об общественном и государственном устройстве Западной Украины.
Внеочередная сессия Верховного Совета СССР 1 ноября 1939, заслушав заявление Полномочной комиссии Народного Собрания, приняла закон о включении Западной Украины в состав СССР и воссоединении ее с УССР. Оперативность и эффективность в подготовке и проведении Народного Собрания значительной мере объяснялась всесторонней участием ЦК КП (б) У и его уполномоченных. Тогдашний секретарь ЦК КП (б) У Н. С. Хрущев в своих мемуарах вспоминал: ” Я все это время был во Львове и организовывал эту работу. Когда проходило заседание народных депутатов, я сидел в ложе и наблюдал. Я гордился тем, что от начала до конца находился в западных областях и организовал все дело “. Показательно, что еще 25 октября на заседании Политбюро ЦК КП (б) У была утверждена редакционная коллегия Народного Собрания, а партийные работники отвечали за выдачу пропусков их делегатам.
Тайный протокол пакта Молотова – Риббентропа дал впоследствии советскому руководству возможность мирным путем решить вопрос о передаче СССР Бессарабии и Северной Буковины. Летом 1940 г. обеспокоен неожиданными успехами гитлеровских войск во Франции сталинский правительство решило ускорить расширение и укрепление своих позиций на юго -западных границах, чтобы получить максимальную пользу из заключенных с Германией соглашений о разделе сфер влияния. Молотов 23 июня 1940 обратился к немецкому послу в Москве с заявлением, в котором указывал на невозможность промедление с бессарабским вопросом. В заявлении впервые прозвучали советские притязания на Буковину, что обосновывалось рядом обстоятельств и прежде украинским этническим фактором. Это стало неожиданностью для Германии, поскольку в тайном протоколе пакта вопрос о Северной Буковине не ставился. Однако не желая ухудшения отношений с СССР и подчеркивая свою верность всем ранее достигнутым общим договоренностям, Германия согласилась на территориальные уступки. Последние должны были убедить Сталина в том, что именно он, а не Гитлер является стороной, выигравшей в этом незаурядному тасовании различных территорий.
Молотов 26 июня 1940 вручил румынскому послу в Москве ноту ультимативного характера с требованием передачи Советскому Союзу Бессарабии и Северной Буковины. На следующий день советское правительство направило новый ультиматум румынскому правительству с требованием в течение четырех дней, начиная с 28 сентября, освободить от румынских войск территорию Бессарабии и Северной Буковины. Оставленная без поддержки Германии Румыния вынуждена была подчиниться. Войска Южного фронта, еще 19 июня расположились на границе с Румынией, 28 июня пересекли Днестр и вступили на территорию Бессарабии и Северной Буковины. Румынские войска получили приказ организованно отходить. 28 июня части Красной армии вступили в Черновцы, Хотин и Аккерман, а 30 июня вышли на новые границы Румынии. Седьмая сессия Верховного Совета СССР 2 августа 1940 включила заселены преимущественно украинским Северную Буковину, Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии в состав УССР. После воссоединения в составе Украинской ССР Западной Украины, Северной Буковины и трех уездов Бессарабии население республики увеличилось на 8,8 млн чел. и на середине 1941 г. составляло почти 41,7 млн жителей, а ее территория расширилась до 565 тыс. км2.
После юридического оформления присоединения к западноукраинских земель здесь в сжатые сроки были национализированы и переданы в государственную собственность заводы, фабрики, банки, транспорт, предприятия связи, ликвидирована помещичья и церковная собственность на землю и обеспечено распределение ее большей части среди беднейшего крестьянства, приняты энергичные мероприятий по ликвидации безработицы, повышения занятости населения, развития школ, вузов, учреждений здравоохранения. Время началось механическое перенесение сюда всего комплекса ” казарменного ” социализма (управленческих структур, хозяйственного механизма и т.д.), что делалось без учета реальных потребностей и возможностей тогдашнего общества.
В соответствии с решениями Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1939 г. и 7 августа 1940, на территории Западной Украины, Северной Буковины и Южной Бессарабии было ликвидировано старое административное деление и создано Волынскую, Дрогобычская, Ровенскую, Львовскую, Тернопольскую, Станиславская, Черновицкую и Аккерманскую (с декабря 1940 г. – Измаильская) в составе УССР. После этого по советскому образцу временные органы власти заменили исполкомы областных, районных и сельских советов депутатов трудящихся. Причем исполкомы создавались без самих Советов, поскольку выборы в местные Советы состоялись в западных областях лишь в декабре 1940 г. Все это свидетельствовало, что вновь властные структуры вовсе не зависели от воли населения, а были лишь придатком компартийных органов.
Сталинский режим не допустил существование здесь ни одной политической силы за исключением большевистской партии. На основании постановления ЦК ВКП (б) от 1 октября
1939 “О создании коммунистических организаций на Западной Украине и Западной Белоруссии ” ЦК КП (б) У осуществил комплекс мероприятий по созданию здесь первичных партийных организаций и руководящих партийных органов, подобрал для работы в них тысячи коммунистов, командированных из восточных областей Украины и демобилизованных из войск Украинского фронта. Все украинские, польские и еврейские политические партии, ранее существовавшие в Западной Украине, вынуждены были прекратить свою деятельность. Часть из них объявила о своем самороспуске.
Прекратили свою деятельность все бывшие культурно – образовательные, кооперативные, финансово – экономические и другие общества. Все элементы гражданского общества были в короткое время полностью ликвидированы, а новые общественные организации советского типа, в том числе профсоюзы, комсомол, творческие союзы и т.д., представляли собой не что иное, как филиал партийно – государственных органов. Это означало, что политическая система на западноукраинских землях приведена в полное соответствие с тем, что уже существовала на остальной территории СССР.
Основным принципом кадровой политики режима на западных землях Украины стало то, что на все важные должности первых руководителей назначались работники, прибывшие по направлению ЦК КП (б) У, всесоюзных и республиканских наркоматов. Среди прибывших ” уполномоченных ” преобладали малокомпетентны лица, образование которых обычно не превышала уровень начальной и неполной средней школы и дополнялась трехмесячным курсами пропагандистов. Зато эти люди прошли суровую школу сталинского воспитания, научились беспрекословно подчиняться партийной дисциплине. Игнорирование ими местной специфики, бездумное копирование форм и методов идеологической и хозяйственной деятельности, которые были приняты в восточных областях, приводило к серьезным просчетам в работе промышленных предприятий, сельского хозяйства, учреждений образования и культуры.
В управлении национализированной промышленностью воцарилась жесткая централизация, которая практически не оставляла места для самостоятельных решений хозяйственных руководителей, инженеров и техников. Как следствие возникло отчуждение непосредственных производителей от средств производства, превращение их в разновидность наемных работников. Осложняли положение и необоснованные отстранения от работы местных специалистов (прежде бывших владельцев предприятий), которые проводились под флагом борьбы с засоренностью предприятий ” классово враждебными элементами “. Только во Львовской области по этой причине на предприятиях промышленности и железнодорожного транспорта в 15 апреля 1940 было уволено около 10,9 тыс. человек.
Все это не могло не сказаться на эффективности работы производственных коллективов. Так, на нефтяных промыслах Дрогобычской области через производственные неполадки в 1940 было допущено 43490 ч простоев и 432 аварии. План бурения нефтедобывающая промышленность области за этот год выполнила на 73,8 %, а разведывательных работах – на 37,8 %. На Львовской железной дороге в течение 1940 паровозный парк использовался не более чем на 50 %. Чтобы свести концы с концами, железная получила от государства 62 млн руб дотации.
Доведенные до трудовых коллективов планы часто были занижены и не соответствовали производственным мощностям. Но и при таких льготных условий сотни предприятий их систематически не выполняли.
В основу деятельности заводов и фабрик, промышленных артелей и строительных организаций были возложены главным валовые показатели, поэтому на большинстве предприятий качество продукции не только не улучшилась, но и существенно ухудшилась. Задача по ассортименту продукции, как правило, не выполнялись. Ведомственный подход к руководству промышленностью и строительством приводил к ослаблению нормальных территориальных связей между предприятиями, расположенными в одном экономическом районе. Эффективность работы большинства предприятий была низкой.
Полной мере успело ощутить на себе пресс командно – административной системы и крестьянство. Партийные органы практически все свои усилия направили на осуществление коллективизации единоличных хозяйств, хотя ни объективных, ни субъективных предпосылок для этого не было. Уже в начале 1940 г. в селах Западной Украины начали создаваться первые колхозы. К июню 1941 г. на территории Волынской, Дрогобычской, Львовской, Ровенской, Станиславской, Тернопольской, Черновицкой и Измаильской областей было создано 2867 колхозов, объединивших 204,1 тыс. крестьянских хозяйств.
Идею коллективизации поддержала лишь часть беднейшего крестьянства, тогда как основная масса сельского населения не проявляла желания вступать в колхозы. При таких условиях с целью форсирования коллективизации принцип добровольности широко подменялся административными мерами, грубым давлением. В отдельных районах принятия крестьян в колхозы осуществлялось огульно. Чтобы ускорить коллективизацию, единоличников обложили большими налогами. После этого значительная часть крестьян отвернулась от нового режима.
Спешка в одержазленни средств производства и торговли, когда несмотря на политическую и экономическую нецелесообразность были национализированы сотни мелких, фактически ремесленных предприятий, магазинчиков, киосков, а также демонтаж разветвленной системы западно кооперации, чрезмерное сокращение частной торговой сети, бюрократическая неповоротливость новых управленческих структур в сфере производства и обслуживание привели к значительным перебоям в снабжении населения товарами первой необходимости. Дефицитом стали белый хлеб, мясо и мясопродукты, а в отдельных районах даже соль и мыло. За сравнительно короткое время невиданно выросли очереди в магазинах, резко прыгнули вверх базарные цены, расцвела спекуляция. Эти и другие упущения, которые негативно повлияли на материальное положение населения, не могли не вызвать, а во многих случаях и укрепить политические сомнения значительной части западноукраинского общества.
Одним из важнейших средств дальнейшего укрепления своих позиций и решения идеологических задач тоталитарный режим считал культуру. Поэтому несмотря на внутренние проблемы, на нужды культурного строительства в областях были выделены значительные средства, которые направлялись прежде всего на расширение сети школ, культурно -просветительных учреждений, преодоление неграмотности, что находило одобрения местного населения. Режим поставил себе на службу науку, образование. Подчинив своему непосредственному контролю все культурно – образовательные, художественные и научные организации, советская власть сразу принялась их развивать в нужном направлении.
В кратчайшие сроки в западных областях на советских началах были унифицированы систему образования и воспитания. С января 1940 все школы Западной
Украина перешли на учебные планы, программы, учебники советской школы, а с начала 1940/ 41 уч. советская система начала вводиться в Аккерманской и Черновицкой областях. Наряду с родным во всех школах обязательно изучали и русский. В высших учебных заведениях согласно общесоюзной структуры утвердилась курсовая система обучения, экзаменационные сессии, обязательное посещение лекций, во всех вузах были созданы кафедры марксизма- ленинизма, которым отводилась приоритетная роль.
Вследствие проведенных реорганизаций музеев, библиотек, клубов и обществ большая часть их вообще прекратила свою деятельность, а новые часто функционировали малоэффективно. На Львовщине вместо 22 различных музеев, существовавших здесь до начала второй мировой войны, весной 1940 г. осталась 8, из которых только 2 начали свою работу. Вопреки воле ученых было ликвидировано Научное общество им. Шевченко, прекратили свою деятельность ” Просвита”, “Родная школа “, другие национальные общественно – просветительские организации.
Созданные во Львове по советским образцам областные организации республиканских творческих союзов: писателей, художников, композиторов – стали удобным средством партийного контроля за литературно – художественным процессом и управления им. Поддержку властей получило лишь ограниченный круг авторов, принявших ” советскую платформу ” и пытались работать в русле канонов ” социалистического реализма “. Перед ними в первую очередь открывалась возможность печатать свои произведения в республиканских и всесоюзных газетах, журналах, издательствах, экспонироваться на выставках.
Система политической цензуры стала на западноукраинских землях всеобъемлющей. Выпуск газетной и книжно – журнальной продукции без предварительной цензуры был запрещен.
С невиданными ранее трудностями столкнулось религиозную жизнь. Все церковные учебные заведения, научные учреждения и организации подлежали ликвидации, а их имущество – конфискации. Уже осенью 1939 г. прекратили свою деятельность Богословская академия, Львовская, Перемышльская, Станиславская епархиальные духовные семинарии, Богословское научное общество (все греко – католической церкви). Более 40 греко – католических священников были депортированы, а еще около ста вынуждены были в течение 1939-1940 гг покинуть свои приходы из-за преследований со стороны властей. Притеснений претерпели также и представители других конфессий.
Все это вызвало в обществе напряженность и недовольство.
Утверждение автократического режима на присоединенных землях сопровождалось массовыми репрессиями, которые широко коснулись не только отдельных представителей местного населения, но и определенных социальных групп, и прежде всего интеллигенции. Насилие стало важнейшим, а в отношении некоторых групп специалистов единственным средством государственного воздействия. Репрессивные меры (увольнение с работы, заключения, депортация, физическое уничтожение и т.п.) чаще всего применялись к так называемым классово враждебных элементов, к которым огульно были отнесены все представители бывшей оккупационной администрации, офицеры, деятели политических партий. Практически сразу после вступления Красной армии в Западной Украине без огласки, как правило, ночью по заранее подготовленным спискам были арестованы руководители Украинского национально-демократического объединения, Украинской социал -демократической партии, Украинской социалистически радикальной партии, бывшие послы в польский сейм, сенаторы. Среди арестованных оказались Кость Левицкий, Дмитрий Левицкий, Иван Нимчук, Григорий Тершаковец, Владимир Целевич, Владимир Старосельский, Иван Новодворский, Андрей Гривнак, Григорий Ганкевич, Иван Блажкевич, Владимир Ильницкий, Владимир Кузьмич, Остап Луцкий, Николай Маслов, Николай Малицкий, Степан Рудик, другие известные общественно – политические деятели. Такая же участь постигла представителей польской и еврейской политической элиты. Были заключены практически все известные деятели всех политических направлений: социалисты, эндеки, людовци. Многих общественных деятелей – поляков, хотя они и были людьми гражданскими, отправили в печально лагерей для пленных офицеров – Козельского, Осташковского и Старобельского (15 тыс. человек, которые там содержались, были расстреляны в апреле- мае 1940 г.). В тюрьмы было отправлен и много бывших членов Коммунистической партии Западной Украины, Компартии Польши, на которые после необоснованного роспуска этих партий Исполкомом Коминтерна легла пятно политического недоверия. Среди невинно пострадал, были учителя, преподаватели вузов, журналисты, кооператоры, деятели культурно – образовательных организаций, которые существовали на западноукраинских землях до сентября 1939 г. Часть из них была депортирована, других брошены в тюрьмы. По решению Политбюро ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 г., значительная часть заключенных в западноукраинских тюрьмах – бывшие офицеры польской армии, помещики, владельцы заводов и фабрик, функционеры ” контрреволюционных организаций” – без предъявления обвинений была расстреляна.
Административное переселения жителей западноукраинских земель осуществлялось без суда и следствия, даже без письменного обвинения. В ходе депортаций, которые мотивировались необходимостью очистить территорию от буржуазных элементов, ” врагов народа”, вглубь СССР – Сибирь, Коми АССР, Казахстан, Поволжье, кроме вышеупомянутых категорий общества, были принудительно, вместе с семьями переселены служащие бывших государственных учреждений, органов суда, прокуратуры, полиции, армии, коммерсанты, часть зажиточных крестьян, осадники. Тысячи мужчин, женщин и детей погибли во время депортации от голода, издевательств, от того, что не смогли приспособиться к новым природным условиям.
Широкомасштабные репрессии против населения, нарастая, продолжались вплоть до нападения гитлеровской Германии на СССР. Весной 1941 г. режим депортировал уже и тех, кто был только заподозрен во враждебных намерениях или просто оболганный, кто имел родственников за границей, переписывался с ними. Основанием для массовых выселений было даже проживание в приграничных районах, вблизи военных объектов, строились не только вдоль границы. Не пожалели и поляков – беженцев, спасавшихся на Западной Украине от гитлеровского режима. Всего из западных областей УССР в 1940-1941 гг было депортировано более 10% населения. Документы свидетельствуют, что такое массовое ссылки сотен тысяч людей было не отдельными злоупотреблениями или нарушениями социалистической законности, как утверждалось долгое время, а заблаговременно подготовленным выполнением государственной политики.
Попытки средствами идеологического воздействия и методами физического террора подчинить население воли государства, превратить его в послушное орудие своей политики вызвали сопротивление, прежде всего в молодежной среде. Об этом свидетельствовали и медленный рост комсомольских рядов за счет местной молодежи, распространения в вузах и техникумах антисоветских листовок, наличие в учебных заведениях неоднократных случаев отказа посещать лекции по марксизму-ленинизму и т.п..
Постепенно активизировалась подпольная сеть ОУН, которая оказалась единственной на западноукраинских землях политической организацией, не только выдержала репрессии режима, но и даже получила новых сторонников. Образовывались новые звенья в селах и городах, проходили встречи и совещания окружных, уездных проводников, проводился обмен руководящим персоналом между краевыми организациями и активом, который находился в Генеральной Губернии, созданной немцами в 1939 г. на бывших польских территориях. Большим событием в западных областях стал процесс 59 членов ОУН, преимущественно студентов Львовского университета. Большинство подсудимых на процессе, проходившем в январе 1941 г. во Львове, открыто заявили о своей причастности к ОУН и солидарность с ее борьбой за независимое Украинское государство.
Еще с осени 1939 г. начал создавать властям проблемы и польское движение сопротивления. Связанный с эмигрантским правительством Сикорского, он опирался на те круги польского населения, которые поддерживали это правительство и идею возрождения Польши в довоенных границах. Однако НКВД довольно быстро и эффективно сработал в деле ликвидации польского организованного подполья. Сеть многочисленной польской организации – Союза вооруженной борьбы, была практически уничтожена, а все основные функционеры арестованы. Но отдельные изолированные друг от друга нелегальные группы антисоветски настроенных поляков продолжали действовать.
Одним из самых сильных факторов, противостоял процесса утверждения тоталитарного режима на западноукраинских землях, было наличие открытого оппонента режиму в лице церкви, прежде всего греко – католической, которую власть так и не смогла подчинить своему контролю. Значительный резонанс в галицком обществе вызвали протестных акции митрополита А. Шептицкого, не миновал ни одного случая, чтобы в письмах к партийно – государственных руководителей разных уровней заклеймить нарушения свободы совести на западноукраинских землях. В частности, известны его протесты против ликвидации монастырей, непосильных налогов на церковь и духовенство, против принудительного вписывания детей в пионерские и комсомольских организаций, против запрета религиозной расчета больным и умирающим по госпиталям. В сложившихся условиях, новая власть не решилась прибегнуть к прямым репрессий митрополита, взвесив не в последнюю очередь на его огромный авторитет среди населения. Более того, после его обращения к Хрущева были пересмотрены наиболее вопиющие случаи чрезмерного налогообложения священников. Однако предотвратить депортациям и прекратить насилие сталинской системы разрозненные выступления противников режима, иногда набирали формы террористических нападений на советских и партийных работников, военнослужащих, не могли. Спасаясь от преследований, многие жители Западной Украины пыталось бежать в Генеральной Губернии, где проживало более полумиллиона украинском. Всего с сентября 1939 г. до июня 1941 в немецкой оккупационной зоны перебралось более 20 тыс. украинских политических беженцев, в том числе писателей, ученых, других представителей интеллигенции.
Итак, в 1939-1940 гг результате советско – германского сближения в СССР были присоединены и воссоединено с УССР Западную Украину, Северную Буковину, Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии. При этом национальные интересы украинского народа, его стремление к воссоединению служили лишь ширмой для политических планов великих держав. Вместе с тем вхождение населения исконных украинских территорий в состав УССР стало актом исторической справедливости, важным этапом в борьбе украинского народа за соборность, объективно закладывало предпосылки для прогресса. Поэтому подавляющее большинство населения западноукраинских земель приветствовала этот акт. То же время попытки большевистского режима превратить западные земли Украины в интегральную часть СССР, внедрить там в жизнь идеи ” казарменного ” социализма привели к глубоким социально – экономических деформаций, массовых репрессий, человеческих трагедий. Как следствие многие, ранее приветствовали приход Красной армии и установления советской власти, в дальнейшем коренным пересмотрели свои взгляды. У значительной части западноукраинского общества окрепли антисоветские настроения.